Современное русское искусство возникло и сформировалось в условиях двойной культурной изоляции: в закрытой от внешнего мира стране и в форме андерграундного творчества внутри советской художественной системы. Отсюда — уникальность его структуры, стратегий и формообразования. Будучи герметичным, это искусство мыслило себя органической частью мирового. Будучи сложным и противоречивым, на международных выставках оно репрезентировалось крайне упрощенно. В советское время — как единый, наивно-гуманистический порыв к политической и творческой свободе; после перестройки — как художественный символ демократизации пост-тоталитарной страны, критического осмысления собственного прошлого и настоящего.
Куратор выставки Владимир Левашов представляет новый взгляд на русское искусство конца ХХ — начала XXI века: «Мне кажется, что именно сейчас настало время осмыслить и заново структурировать формы искусства, существовавшие последние 30 лет в России. Наш проект является альтернативой сложившейся практики, попыткой создания одного из возможных «автопортретов» русского искусства 1970-2000-х годов, показывающим его как сложноустроенный «смутный объект».