Илья и Эмилия Кабаковы. Святой Франциск Ассизский

Илья и Эмилия Кабаковы. Святой Франциск Ассизский
Даты 21 сентября — 23 октября 2005
Адрес Stella Art Foundation
Скарятинский переулок, д. 7
описание

Stella Art Foundation представляет документальный проект, рассказывающий о создании сценографии к опере Оливье Мессиана известными московским концептуалистами. Последняя тотальная инсталляция Кабаковых была представлена в Бохуме в сентябре 2003 года в рамках Ruhrtriennale. На выставке в галерее Stella Art представлен макет декорации, созданный Ильей и Эмилией Кабаковыми. Также в экспозиции представлен фильм, снятый на премьере оперы и фотодокументация работы художников над костюмами и декорациями.

Оливье Мессиан выдающийся композитор — новатор XX века родился в 1908 году во французском городе Авиньон. Творчество Мессиана представляет самостоятельную, не зависимую ни от каких школ и направлений область современной музыки. Будучи искренним приверженцем католической веры, Мессиан в ней находил вдохновение для создания своих музыкальных произведений.


В 1975 году Оливье Мессиан приступил к работе над самым амбициозным проектом в своей жизни. Это была опера «Святой Франциск Ассизский». В ней он объединил все композиционные принципы, которые разрабатывал более пятидесяти лет. Композитор реализовал этот проект спустя восемь лет. Грандиозная, сложная и бескомпромиссная опера, насыщенная великолепием музыки Мессиана содержит в себе жертвенный смысл. Опера продолжается пять часов и состоит из трех замедленных актов, музыка проникнута тайной, а зритель покорно вынужден принимать как должное католические догмы. Со сценической точки зрения опера структурирована наподобие средневековой фрески. Она состоит из восьми действий, каждое из которых представляет собой отдельный эпизод жизни Святого Франциска.


Илья Кабаков о работе над оперой «Святой Франциск Ассизский»:
«Посещая Зал Столетия, получаешь неизгладимое впечатление от этого невероятно грандиозного и величественного сооружения. Всё — высота, ширина и длина — столь масштабны, что человек ощущает себя здесь крошечным существом, но несмотря на это нет ощущения пустоты, которые, например, свойственны стадиону. Всё внимание зрителя сфокусировано внутри пространства, которое наполнено внутренним напряжением; кажется, что внутри постоянно что-то происходит, и вы по какой-то причине в этом тоже участвуете. Это состояние сродни тому, что испытываешь, попадая в собор, как бы фривольно ни показалось это сравнение, когда речь идёт об индустриальной руине, потерявшей своё былое назначение, но сохранившей присущую ей когда-то энергетику и напоминание о созидательном прошлом. Музыка Оливье Мессиана наиболее созвучна настроению этого зала.


Визуальное исполнение инсталляции создаст тот мощный аккорд, в котором сольются музыка оперы и величие этого зала. Но прежде всего она должна находиться в гармоничном сочетании с размерами помещения, будучи простой и монументальной. Она состоит из многочисленных перекрывающих друг друга конструкций, опоясывающих зал и служащих опорами для его потолка. Эту задачу решает соборный купол, имеющий наклон в 60° по отношению к полу и обращённый внутренней стороной к зрителям. Главный зрительный эффект состоит в игре света и цвета во внутренней части купола, в результате чего он воспринимается как соборная «розетка». Изменения цвета и их световой насыщенности происходят созвучно музыкально-драматическому действию спектакля. Эта игра света и цвета визуализирует музыкальные метафоры: шествие навстречу искрящемуся свету через тьму этого мира»
.