Инсталляция Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» сделана специально для Павильона России на 54-й Венецианской биеннале.
Созданная Монастырским в 1970-х годах группа «Коллективные действия» (А. Монастырский, Н. Панитков, И. Макаревич, Е. Елагина, С. Хэнсген, С. Ромашко, до 1983 года — Н. Алексеев, до 1989 — Г. Кизевальтер) начала работать в 1976 году и работает до настоящего времени. По мнению куратора выставки Бориса Гройса: «Она была первым в России образцом искусства, которое выводит зрителя из обычного состояния пассивности, предоставляя ему активную роль в формировании художественного события».
Акции «КД» как эстетические пространственно-временные события развертывались и в огромных загородных пространствах (поля, леса, реки и т. д.), и в текстах, предваряющих акции, сопровождающих их и комментирующих после акционных событий. Однако акции иногда проводились и в городе, и в закрытых помещениях, когда этого требовал процесс развития современного эстетического языка. Группой «КД» осуществлено 125 акций и собрано 10 томов (начат 11-й том) книг «Поездки за город».
В Павильоне России будет предпринята попытка ретроспектировать акции «КД» как жизнь в искусстве. На выставке будет показано искусство — не как производство вещей (картин, скульптур, объектов), а как производство самого себя. «Пустые зоны» — это представление жизни как произведения искусства, которое уникально. И эта жизнь в искусстве представлена при помощи метафор, созданных для пространства Павильона России.
Также на выставке представлена инсталляция А. Монастырского «11», построенная на отсылках к историческому и топологическому контекстам и основанная на материалах акций «КД».
Андрей Монастырский
Родился в 1949 году. Является одной из важнейших фигур московского концептуализма, основатель группы «Коллективные действия». Участвовал в Венецианской биеннале (1993, 2003, 2007) и Документе 12 (2007), выставке «Тотальное просвещение. Московское концептуальное искусство (1960-1990)», Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне/Fondacion March, Мадрид (2008-2009); Brussels Biennial 1 (2008); в 2010 году в Московском музее современного искусства состоялась его персональная выставка. Живет и работает в Москве.
Борис Гройс
Родился в 1947 году. Профессор кафедры славистики Нью-йоркского университета, США. Куратор многих выставок, таких как «Коммунизм: фабрика мечты», Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне (2004); «Тотальное просвещение. Московское концептуальное искусство (1960–1990)», Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне/Fondacion March, Мадрид (2008-2009), «Религия как медиум» (совместно с Петером Вайбелем), ZKM, Карлсруэ (2009). Последние публикации: «Art Power», MIT-Press (2008), «History Becomes Form: Moscow Conceptualism», MIT-Press (2010), «Going Public», Sternberg Press/e-flux (2010). Живет и работает в Нью-Йорке, США.
Стелла Кесаева
Основала Stella Art Foundation в 2003 году. Организовала более 100 выставок в Москве, Европе и Америке. В рамках параллельной программы Венецианской биеннале организовала выставки «Руина Россия», Campo San Stae (2007) и «Этот смутный объект искусства», Ca’ Rezzoniko (2009). Помимо этого, выступила организатором выставок Елены Елагины и Игоря Макаревича «In Situ», Kunsthistorisches Museum, Вена (2009) и Бориса Орлова «Круг героев», Kunsthistorisches Museum, Вена (2010). В России Стелла Кесаева организовала выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее и другие инсталляции», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (2004); «Комнаты Мэпплторпа» в Stella Art Foundation, Москва (2005); ретроспективу Вадима Захарова «25 лет на одной странице», Государственная Третьяковская галерея, Москва (2006). Живет и работает в Москве.
Архитектурное бюро: Kuehn Malvezzi, Берлин
Производство: Altofragile, Милан
Ассистент комиссара: Николай Молок