Новости Фонда

Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-1913

18 июня 2013 Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-1913


В 2014 году Павильон России будет праздновать 100-летие. Входя в юбилейный год Stella Art Foundation при поддержке Банка Интеза представляют книгу, посвященную истории павильона. Впервые за историю участия России в Венецианской биеннале предпринята попытка проанализировать и осмыслить исторический и культурный вклад русских художников в международную художественную ситуацию.


Из предисловия Стеллы Кесаевой, президента Stella Art Foundation:
«Осенью 1913 года, после пяти лет переговоров между администрацией Венецианской биеннале и Императорской Академией художеств, в Джардини было выбрано место для русского павильона, от венецианского муниципалитета было получено разрешение на его строительство, и архитектор Алексей Щусев составил проект здания. 29 апреля 1914 года, в дни вернисажей 11-й биеннале, Павильон России был торжественно открыт великой княгиней Марией Павловной. С тех пор и до настоящего времени национальный павильон является основной площадкой для презентаций русского искусства в Венеции. Но русские художники участвовали в биеннале и до строительства павильона — начиная с 1-й выставки 1895 года. Участвовали они и тогда, когда павильон — по техническим или идеологическим (в годы «холодной войны») причинам — был закрыт. В общей сложности за всю историю биеннале через нее прошло почти 800 русских художников. Среди них как классики русского искусства (Репин, Малевич, Кабаков), так и малоизвестные, а иногда и вовсе забытые мастера. Однако история русского участия на биеннале до сих пор не была написана».


Профессор Антонио Фаллико, председатель Совета директоров ЗАО «Банк Интеза»:
«Венеция была и остается местом встречи между культурами Италии и России. Мы знаем и чувствуем глубинное влияние византийской культуры на русский мир. Не менее очевидно влияние Византии на Венецию. Возможно поэтому город, воспетый Иосифом Бродским, духовно близок русским людям и отвечает им взаимностью. Так было и в дореволюционный, и в советский период русской истории. Так происходит и сегодня. Для нашего банка очень важна эта духовная связь как основа дальнейшего развития общеевропейской и мировой культуры.»


Книга состоит из трех разделов. Первый включает общие статьи по истории Русского отдела на Международной художественной выставке, а затем — павильона России/СССР в разные периоды, начиная с дореволюционного и заканчивая современностью. Второй, центральный, раздел книги — Хронология, — в котором представлена документация русского участия на биеннале с 1895 по 2013 годы. Третий раздел книги — Указатели комиссаров, кураторов, художников, принимавших участие в основном проекте, выставках в павильоне и параллельной программе, с краткими биографическими сведениями.


В книге впервые опубликован целый ряд архивных документов:
— документы, связанные с организацией выставок в Русском отделе в первые годы биеннале, еще до строительства павильона (в частности, выставки 1897 и 1907 годов, которые готовили Илья Репин и Сергея Дягилев соответственно);
— первый (неосуществленный) проект павильона 1910 года;
— письмо Малевича c отказом от участия в выставке в павильоне СССР в 1924 году;
— материалы об участии художников русской эмиграции за пределами павильона СССР;
— материалы о визите президента биеннале Карло Рипа ди Меана в Москву в 1975 году;
— материалы, связанные с Биеннале Диссидентов 1977 года;
— материалы о первых пост-советских выставках в павильоне (с 1990 года и далее); 
— фотодокументы из венецианского Исторического архива современного искусства (ASAC) и архива Российской академии художеств;
и многие другие материалы из итальянских и российских архивов.


Иллюстративный ряд книги состоит из репродукций работ, выставлявшихся в Русском отделе или в павильоне России/СССР. 


Выходные данные
Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-1913
Москва: Stella Art Foundation, 2013. 768 страниц, 280 иллюстраций

Авторы: Николай Молок (составитель), Фаина Балаховская, Маттео Бертеле, Борис Гройс, Екатерина Деготь, Андрей Ковалев, Мария Кравцова, Джеральдин Норман, Сандра Фриммель.

Дизайн: Faro Studio / Андрей Шелютто, Ирина Чекмарева.

Книга выпущена в двух изданиях – на русском и английском языках.

Издание осуществлено при поддержке Группы компаний «Меркурий»
Генеральный партнер проекта: Банк Интеза
упомянутые Художники