Stella Art Foundation представляет выставку «Оковы славы», посвященную 25-летнему пианисту и композитору Александру Лубянцеву.
В прошлом году впервые в истории одного из самых крупных в мире конкурсов классической музыки, Конкурса Петра Чайковского, был вручен альтернативный официальным наградам приз — приз критики. Это знаменательный жест, дающий шанс понять и признать, что музыка, как и любое другое искусство, дело не только узкопрофессиональное. Что критики, занятые как раз наведением мостов между широкой общественностью и профи, выполняют свою миссию иногда очень убедительно. И всерьез обеспечивают встречу вкусов публики (знатоков и любителей) и жюри.
Приз критики получил 25-летний петербургский пианист Александр Лубянцев. Его сольные концерты подтвердили не только высокий, но даже выдающийся класс мастерства музыканта.
И все же не будем забывать, что целенаправленное попадание в сферу медийности для молодого музыканта большое испытание. Для многих известных и даже ныне успешно концертирующих людей оно оказалось чреватым тем, что можно назвать редукцией таланта и обращением в заложники имиджа. Наша выставка о том, как музыкант (шире — любой художник, artist) может проходить испытание славой и легко ли ему соотносить реальное восприятие жизни (без которого невозможно в том числе и великое исполнительское искусство) с атакой собственных знаковых имиджей, которые сродни бодрийяровским симулякрам.
Участвующие в проекте художники обращаются к идее границы между неотчуждаемой реальностью творческого процесса и теми стереотипными, клишированными образами артистического имиджа, которые требуют от артиста те же СМИ. Наталья Краевская «упаковывает» нашего героя в кокон милого, но рвущегося к всевластию героя известной голливудской экранизации Толкиена. В жанре сатирической графики Алексей Политов и Марина Белова, гипертрофируя моменты узнаваемого всеми творческого вдохновения музыканта, «раскадровывают» его общение с роялем в акт некой музыкальной камасутры. Максим Русаков возводит ему пьедестал из клавиш-ступеней. Сергей Шутов делает его парадный портрет близким к поэтике поп-арта и создает видео-симуляцию, в которой героями являются бегающие по клавиатуре, но не издающие ни единого звука руки пианиста. Наконец, Игорь Мухин в объективе фотоаппарата пытается увидеть тот самый очень важный зазор между разными состояниями: где человек равен сам себе, а где играет на публику.
Конечно, самого музыканта в пространстве выставки атакуют все эти артистические имиджи. Буквально его зажимают. В этой ситуации ему остается лишь исполнять свой профессиональный долг, который для него и крест и спасение. Ему остается играть музыку.
Сергей Хачатуров, куратор