Stella Art Foundation представляет мультимедиальную инсталляцию Ирины Наховой «Ремонт». Для художницы ремонт — одновременно и событие повседневной жизни, и глобальная метафора, относящаяся к творчеству, вообще к структуре мироздания.
Ирина Нахова: «Ремонт — это болезненный, но необходимый процесс, во время которого удаляется старое и ненужное и строится новая среда обитания. Это не простое подкрашивание или замазывание дыр, а радикальный пересмотр дома, в котором индивидуум проводит жизнь, того маленького мира, с которым он сталкивается каждый день.
Ремонт как метафору можно применить к процессу создания художественной работы, к тому, чтобы рассматривать ее не как строительство на пустом месте, но как усилие в сторону ясности высказывания, совершающегося всегда по необходимости. Это процесс, который берет под сомнение верность высказывания, чувствования, техники и выразительных средств. Процесс, который содержит в себе парадокс: чем убедительнее вы уничтожаете слои краски и смысла, тем значительнее они становятся. Уничтоженное и сохраненное оказывается одинаково важным, сосуществует на равных, создает эстетический палимпсест, насыщая его историей, мыслью, значимостью, сомнением, правдой».
Выставка Ирины Наховой состоит из двух элементов. В основном зале развернута полиэкранная видео-инсталляция. Ее статичные и движущиеся изображения, мерцая и сменяя друг друга, в своей совокупности выстраивают пространство, которое ассоциируется и с монументальным миром культовой архитектуры, и со вселенским устройством. Параллельно в малом зале демонстрируются живописные произведения с многослойным изображением, словно бы находящиеся в непрерывном процессе создания-реставрации. Размещенные на одной стене, они выглядят фрагментами того, что сама художница называет «исчезающе-восстанавливающейся «фреской».
В целом же проект Ирины Наховой выглядит впечатляющим усилием, совершенным где-то на границе между археологией персональной повседневности и архитектурой сверхличной вечности. По словам художницы «в этом проекте есть связь с моими старыми работами 1970-1990-х с очень важной для меня темой археологии современного пространства, в котором остается связь с прошлым, человеческая укорененность в истории как единственное оправдание существования. А также с темой ремонта как апокалиптического переживания времени и необходимостью сделать с этой ситуацией что-то гуманное».
Ирина Нахова — живописец, график, автор объектов и инсталляций, важный участник круга московского концептуализма. Родилась в Москве. В 1972-1978 училась в Московском Полиграфическом институте, затем (до 1986) работала книжным иллюстратором в московских издательствах. С 1992 года живет и работает в США и России, при этом регулярно устраивая выставки в Москве. Преподавала искусство в высших учебных заведения США и Европы.
В рамках андеграундного советского искусства Нахова явилась одним из пионеров жанра инсталляции-инвайронмента: в 1983–1987, используя экспрессивные возможности живописи и коллажа, она создала в пространстве собственной квартиры пять «Комнат», раз в год сменявших одна другую. В дальнейшем художница работает параллельно в области живописи (чаще всего моделируя структуру из нескольких наложенных друг на друга пространств) и инсталляций, самыми яркими образцами которых являются те, где она использует надувные объекты и интерактивные аудиоэлементы.
Персональные выставки Наховой проходили, помимо прочего, в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2005); Московском музее современного искусства (Москва, 2011). Среди последних групповых выставок, в которых принимала участие художница: Berlin—Moskau/Москва-Берлин 1950-2000 (Martin-Gropius-Bau, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003-2004); «Верю!» (ЦСИ «Винзавод», 2005), ŽEN d’АРТ (Московский музей современного искусства, 2010), «Заложники пустоты» (Государственная Третьяковская галерея, 2011).