Stella Art Foundation представляет инсталляцию классиков московской концептуальной школы Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Неизвестные разумные силы». Впервые она демонстрировалась в рамках выставки «Contrepoint Russe / Русский контрапункт» в конце 2010 — начале 2011 года в парижском Лувре, в Москве же не показывалась никогда.
Сюжетной основой проекта послужила запись великого русского ученого и философа К.Э. Циолковского, в то время работавшего над проектом основоположника русского космизма Николая Федорова по воскрешению предков и параллельно этому конструировавшего межпланетный корабль. Под вечер 31 мая 1928 года Циолковский увидел в небе облачную фигуру, которую расшифровал как совокупность трех латинских букв, фонетически тождественную русскому слову «рай».
Произведение Макаревича и Елагиной представляет конструкцию из четырех приставленных к стене лестниц (уводящих в условное небо), между которыми горят розовым неоном вышеупомянутые буквы; у подножия лестниц расставлено более сотни пар разномастной обуви.
По словам художников, их инсталляция продолжает утопическую тематику, которую они развивали в своих последних проектах («Общее дело», «Русская идея», «Грибы авангарда»): «В своей работе мы повествуем о неизбежности иллюзий и о той высокой цене, которую за это приходится платить. Лестница с библейских времен является символом восхождения на небо, проникновением в иное пространство. Горы оставленной обуви должны породить в зрителе сомнение: с последствием чего мы имеем дело — чуда или трагедии?»
Поскольку идеи Константина Циолковского во многом развились под влиянием фундаментального труда Николая Федорова «Философии общего дела», в выставку в пространстве Stella Art Foundation Макаревич и Елагина включили также эскизы и фотографии своей инсталляции «Общее дело», показанной в Пермской государственной художественной галерее в рамках большого проекта «Философия общего дела».
Игорь Макаревич (род. в 1943 в Триалети, Грузия) — живописец, график, художник-монументалист, фотограф, автор объектов и инсталляций, акционист. Елена Елагина (род. в 1949 в Москве) — живописец, график, скульптор, автор объектов и инсталляций, акционистка. Работают совместно с 1990-х годов.
Макаревич и Елагина авторы нескольких крупных экспозиционных проектов: «Закрытая рыбная выставка», «В пределах прекрасного», «Паган» и др. В них гармонично соединены темы и приемы каждого из авторов, а также получает оригинальное развитие жанр инсталляции, который можно назвать центральным для радикального русского искусства конца 1980-1990-х.
Среди важнейших ретроспектив последнего времени: «В пределах прекрасного» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2005);
in situ (Kunsthistorisches Museum, Вена, 2009). Работы дуэта были представлены на таких выставках, как Berlin — Moskau / Москва — Берлин 1950–2000 (Martin-Gropius-Bau, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003-2004);
Die totale Aufklä
rung —
Moskauer Konzeptkunst (Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне; Fundación Juan March, Мадрид); La 53 Biennale di Venezia (Венеция, 2009);
Contrepoint Russe (Лувр, Париж, 2010); 4-я Московская биеннале современного искусства (Центр дизайна
Artplay, 2011); «Философия общего дела» (Пермская государственная художественная галерея, Пермь, 2012).