С искусством как с деньгами: увеличение общей массы ведет к обесцениванию каждой отдельной единицы. Чем больше художественных форм и их комбинаций, тем жиже заключенный в них смысл. Возрастание числа зрителей/покупателей современного искусства говорит вовсе не о его улучшении — всего лишь об успехах пиар-технологий в привлечении к нему публичного внимания. Искусство все меньше дает зрителю и все больше у него забирает.
Участники проекта предлагают свой вариант выхода из кризиса — на путях жесточайшей образной экономии. Главный принцип здесь: проще — лучше. Алексей Булдаков пишет тексты, а затем анимирует их таким образом, чтобы они не давали себя читать. Александра Галкина монотонно заштриховывает огромные листы ватмана до тех пор, пока краска в маркере не закончится, затем берет другой маркер и принимается за следующий лист. А Давид Тер-Оганьян бесстрастно рисует компьютерной мышкой спираль за спиралью, сохраняя каждую в виде отдельного файла. Все они методично минимализируют свои выразительные средства, заменяя взаимосвязанные принципы разнообразия и оригинальности экспрессией обнаженного элементарного приема. Поверхность, штрих, движение линии, строка нечитаемого текста... Принципиально незавершенная перспектива количественного роста вместо качества композиционной замкнутости... Коллапс запрограммированных ассоциаций, сравнений, подражаний, связей... И все это для того, чтобы прорваться в утопию девственного смысла, вновь попытаться обрести свободу от мертвого языка современности по ту сторону культуры.
Название выставки — «Хороший, плохой, злой» — выглядит еще одним произведением ее участников. Оно купирует ассоциации с классическим фильмом Серджио Леоне, будто того никогда не существовало, привлекая внимание зрителя к очевидному факту перечисления сразу же ставших случайными слов. Велосипед еще не изобретен, потенциальная свобода творческого акта разделяется с каждым из зрителей. Прошлого нет, а будущее еще не спроектировано.
Владимир Левашов