Проект Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова (так называемая группа «Купидон»), демонстрирующийся в двух пространствах Stella Art Foundation, посвящен одной из фундаментальных проблем визуального искусства. Это проблема взаимосвязи видимого и мыслимого, формы и содержания, или, как формулируют сами авторы: того, что художник показывает и что тем самым говорит.
В пояснительном тексте Альберт, Скерсис и Филиппов пишут: «Разные художники по-разному отвечают на вопрос: «Что есть искусство?». Для иконописца Андрея Рублева это окно в другой мир. Для художника Возрождения (например, для Леонардо да Винчи) — это научная дисциплина, внутренне сопряженная с другими науками — физикой, анатомией, геологией и т. д. Для абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока — возможность самовыражения. Ряд таких ответов, конечно же, можно значительно удлинить, и каждый из них представляет индивидуальную или коллективную модель искусства». В свою очередь, группа «Купидон» предлагает собственную художественную модель, существующую в форме единства индивидуальных моделей каждого из ее участников.
В зале в Скарятинском переулке демонстрируются произведения Виктора Скерсиса разных лет. Это реконструкции его классических объектов конца 1970-х — начала 1980-х годов, а также живопись и фотографии разных лет. Для художника принципиально важно было соединить их в одном пространстве: ранние и поздние его работы построены на разных принципах, отчего вся инсталляция в целом выглядит как диалог творческих моделей в рамках одного индивидуального творчества. В то же время, в зале на Мытной улице возникает диалог между творческими моделями всех участников группы. Таким образом, проект «Show and tell. Художник и его модель» представляет своеобразный экспозиционный диптих, дает картину индивидуально-коллективного типа творчества, «понимаемого как диалог и конкуренция разных моделей искусства». Каждый из участвующих в таком диалоге произносит «собственные слова», но к чему приведет «разговор» в конечном счете, никому из них заранее не известно.
В итоге возникает инсталляция, в которой одна индивидуальная система соединяется с другими непредсказуемым образом, трансформируется подобно теме джазовой импровизации. Текстовые работы Юрия Альберта, как всегда посвященные анализу собственного творчества, оказываются фоном монументальным «исповедальным кабинкам» Виктора Скерсиса. Кабинки располагаются на краю «инфернального пруда» Андрея Филиппова (оммаж предсмертному циклу «Кувшинок» Клода Моне). А с этим последним ассоциируются три гроба, выставленные в витрине выставочного зала — еще одна работа Альберта («Кто боится красного, желтого и синего?»), отсылающая к шедеврам Александра Родченко и Барнетта Ньюмена и т. д.
Альберт, Скерсис и Филиппов принадлежат к школе московского концептуализма. Это художественное направление составляло ядро советского неофициального искусства 1970-х — начала 1990-х годов. В 1990-2000-е на московской сцене концептуализм уступает место новым эстетическим тенденциям. Однако в последнее время наблюдается крайне любопытный процесс его возрождения, в котором группа «Купидон» (ее возникновение, строго формально, можно отнести к 2008 году) принимает непосредственное участие. Возвращение на московскую сцену ветеранов движения происходит на фоне активизации интереса к концептуальным практикам в искусстве самого последнего поколения российских авторов.
Владимир Левашов