Коллекция современного искусства Музея Зигмунда Фрейда создавалась как дань благодарности великих мастеров концептуализма великому создателю психоанализа. Все работы были переданы художниками в дар музею, расположенному в венском доме, где Фрейд жил и вел практику с 1891 по 1938 годы. Можно сказать, что эта встреча искусства, философии и психологии была неизбежна, и так же закономерно, что эта коллекция выставлена впервые в России в Stella Art Foundation, уже не один год занимающимся концептуальным искусством. Собрание включает произведения Георга Херольда, Джозефа Кошута, Джона Бальдессари, Джессики Даймонд, Марка Гёталса, Ильи Кабакова, Хаймо Зобернига, Хайма Штейнбаха, Франца Уэста, Клегга и Гутмана, Дженни Хольцер, Пьера-Паоло Кальцолари и Шерри Левин.
Создавая произведения, посвященные Фрейду, эти художники вдохновлялись не только его «Толкованием сновидений», отыскивающим во снах «улики», разоблачающие нашу истинную сущность, но и другими его работами, исследующими страх, который скрывает влечение; юмор, который дает возможность снять на время давящие запреты; ну и конечно, сексуальные комплексы, без которых Фрейд не представлял нашего существования.
Само появление концептуализма в очень значительной степени было подготовлено открытиями психоанализа. Их роднит многое, но в первую очередь — страстное желание дойти до сути вещей, не останавливаясь ни перед общественным мнением, ни перед шаблонами мышления. Поэтому слово «анализ» является ключевым как для научной теории Фрейда, так и для концептуалистов. Их произведения изначально создавались в качестве модели для изучения особенностей функционирования, возникновения и восприятия искусства, когда «подопытным» становится не только зритель, но и творец — его личность, эго, сны, кошмары, тайные мечты. Однако, для венского профессора шокирование общественности подобной тематикой было лишь нечаянным и побочным результатом научных изысканий, тогда как современные художники часто начинают именно с вызова и провокации, срывая с сознания зрителя защитные слои привычных культурных ассоциаций и ставя под сомнение его самоидентификацию.
Эта позиция проявляется, в первую очередь, в отказе от нормативности художественного языка: произведение становится визуальным знаком мысли, которая вольна принять для своего выражения любые формы. Или, наоборот, в высокий ранг искусства возводится пугающий своей будничностью объект, своего рода «реди-мейд», в новом контексте провоцирующий целую цепь художественно-философских умозаключений. Последнее особенно важно, так как концептуализм — по определению искусство «думающее». И, следовательно, «говорящее», точнее, деконструирующее язык, чтобы между обломками слов найти крупицы того истинного смысла, что они могут скрывать. Но, если Фрейд в своих поисках опирался на строгую логику, то концептуалисты, идут от противного: отвергая самомнение европейского рационализма, они используют свою субъективность в качестве художественного инструмента, чтобы совершить ту самую «оговорку по Фрейду», которая позволит с особой точностью уловить истину.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог с текстами Ингрид Шольц-Штрассер и Питера Пакеша.