Персональная выставка Ольги Чернышевой, открывающая в пространстве Stella Art Foundation на Мытной, представляет московскую версию проекта, впервые показанного галереей в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга осенью прошлого года (15 ноября — 6 декабря 2004 г.). Нынешняя версия включает видеофильмы «Неизвестные» (в 2-х частях) и «Пароход «Дионисий» (в ГРМ были показаны еще «Поезд» и «Самостоятельные занятия»), а также рисунки и акварели, основывающиеся на видео- и фотообразах, созданных художницей в 2003-2004 годах.
Герои Ольги Чернышевой — это анонимные «люди толпы», мужчины и женщины, чьи голоса и лица легко стираются из памяти, те самые, которые на языке старого реалистического искусства обозначались общим словосочетанием «народные типы». Они всегда существуют рядом, но, вместе с тем, вне пространства истории, моды и актуальности. Они живут, погруженные в свои повседневные, невыдающиеся занятия — движутся по улице, подставляют тела солнечному свету, собирают вторсырье в парке, катаются на теплоходе или зарабатывают на хлеб, декламируя Пушкина в электричках.
Как говорит в своей статье в каталоге выставки Борис Гройс, Ольга Чернышева снимает своих героев «подчеркнуто нейтрально, объективно, документально». Настольно документально, что на первый взгляд даже может показаться, что работы художницы скорее подойдут для показа на телевидении. Однако «современные средства массовой информации интересуются только исключительно новым, выпадающим из сферы тривиального. Работы же Чернышевой демонстрируют, напротив, персонажей, которые живут в сфере тривиального и потому никогда не попадут в телевизионные новости». Ну и, кроме того, для телевидения фильмы художницы слишком медленные — как и жизнь ее героев. Этому видео более всего подходит закольцованная, без конца и начала, демонстрация в форме видеоинсталляции. Тем более что рядом зритель видит отдельные кадры-образы, как бы выпавшие из видеоряда, воспроизведенные рукой автора, ставшие статичным, графическим изображением.
Акт замедления и полной остановки движения у Чернышевой символизирует проблеск неких райских пространств, или, по крайней мере, «зону счастья», нечаянно открытую в мутном и стремительном потоке повседневности. По сути этот акт — не что иное как поиск незаметного чуда, дарование голоса и индивидуального облика анонимному, отказ от социального ангажемента. Именно они отличают авторский почерк Ольги Чернышевой и от русской традиции «народничества», и от безличной документальности масс-медийного индустрии, назначая ему иной, хотя опять же не слишком точный адрес — современное искусство.
Владимир Левашов
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог со статьями Бориса Гройса, Екатерины Андреевой и Александра Иванова.