Stella Art Foundation представляет выставку произведений классика российского современного искусства Вагрича Бахчаняна из собственного собрания. Это семьдесят семь графических листов из почти бесконечного количества работ, созданных замечательным художником, скончавшимся 12 ноября 2009 года в Нью-Йорке. Помимо единичных произведений зрители увидят две больших серии, созданные Бахчаняном уже в США: «Голая «Правда» (1975) и «Американцы глазами русских» (1983). Все произведения Бахчаняна демонстрируются в Москве впервые.
Первая серия («Голая «Правда») была сделана сразу после эмиграции. В ней художник использует вырезки из главной коммунистической газеты «Правда», соединяя их с «капиталистическими» порнографическими изображениями. В результате заголовки статей, вырванные из контекста, становятся прямым комментарием к сексуальным сценам. Непристойно-комический эффект усиливается тем обстоятельством, что официальная советская культура оставалась предельно деэротизированной, отчего в ходу были выражения, эротические оттенки которых во внимание не принимались. Зато в разговорной лексике, в анекдотах и других образцах фольклорного творчества подобные смыслы акцентировались и всячески обыгрывались.
Вторая серия («Американцы глазами русских») воспроизводит в укрупненном виде фрагменты советских карикатур, демонстрирующих «звериный оскал империализма». Эти изображения лишены текста, поскольку говорят сами за себя. Пропагандистская экспрессия безотходно конвертирована Бахчаняном в художественную, на сознание зрителя воздействует исключительно форма: линия, контраст черного и белого, масштаб.
Сам Вагрич Бахчанян, — график, литератор, художник книги, автор объектов и перформансов — определял себя как «художника слова». Используя этот языковой штамп сугубо иронично, он всякий раз исполнял излюбленный фокус превращения пафосных глупостей в элегантные языковые формулы. Иначе говоря, с легкостью оперировал приемами той дисциплины, которая на сленге современной художественной теории называется деконструкцией или критикой языка. Объяснить любой из бахчаняновских фокусов — значит убить его суть, свести чудо искусства к технической банальности. Вместо ловкости рук этот художник использовал свое неистощимое остроумие, которое, как и положено остроумию, основывалось на эффектной экономии средств. Незаметная замена пары букв в слове, смена контекста, «очная ставка» текста с картинкой, возвращение метафоры к буквальному значению — необходимый прием у художника был всегда наготове. «Чем я занимаюсь? — отвечал он на вопрос о своей профессии. — Подменой занимаюсь. Меняю мысли, понятия, иногда букву одну.»
Поклонник русских поэтов-футуристов Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, Бахчанян стал предшественником, инициатором многих литературо-центричных тенденций в русском неофициальном искусстве. В основе его творчества лежит дар остроумия и тонкое чувство слова. При этом характерный бахчаняновский юмор не самодостаточен. Его бесчисленные каламбуры — результат экспериментирования с лингвистическими формулами, в частности с акустической природой языка. Визуальные произведения Бахчаняна строятся аналогичным образом — на системе создающих новые смыслы подмен, уподоблений и установления связей между случайными формами.
Вагрич Бахчанян (1938-2009) родился 23 мая 1938 года в Харькове (Украина). В середине 1960-х переехал в Москву. Его первая персональная выставка прошла в 1968 в московском кафе «Синяя птица». В 1967 — 1974 работал в отделе юмора «Литературной газеты» «Клуб 12 стульев». Коллажи Бахчаняна также публиковались в журналах «Знание-сила» и «Юность». В 1974 он эмигрировал в США, где в Нью-Йорке продолжал художественную деятельность, ассоциировавшуюся там с соц-артом.
В 1977 году Бахчанян был участником выставки «La nouva arte sovetica — una prospettiva non ufficiale» на так называемой «Биеннале диссидентов» в Венеции. В 1979 году его работы были показаны на выставке «Artist’s Book», прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Центре Помпиду в Париже. В 1981 году принимал участие в 16-й Биеннале в Сан-Паоло. Работы Вагрича Бахчаняна находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Нью-Брунсвик, США, в Государственной Третьяковской галерее, Москва и Государственном Русском музее, Санкт-Петербург и других собраниях.
Бахчанян опубликовал ряд книг, в том числе: «Автобиографию сорокалетнего автора» (1981); «Visual diary: 1/1/80 — 12/31/80» (1981); (в соавторстве с Сергеем Довлатовым и Наумом Сагаловским) «Демарш энтузиастов» (1985); «Синьяк под глазом: пуантель-авивская поэма» (1986); «Ни дня без строчки (годовой отчет)» (1986); «Стихи разных лет» (1986); «Мух уйма: художества» (2003); «Вишневый ад» и другие пьесы" (2005).