Арсен Савадов. Parliament Lights

Арсен Савадов. Parliament Lights
Даты 20 мая — 30 июня 2005
Адрес Stella Art Foundation
Мытная улица, д. 62
О выставке

Проект известного украинского художника Арсена Савадова «Parliament Lights» представляет собой цикл цветных фотографий большого формата. Выглядят они как гротескный коллаж разностильных портретов, кажутся созданными вручную или с помощью цифровых технологий. На деле все проще и лучше. Никакой технической манипуляции, никакого следования приемам актуального творчества, специализирующего на критике общественного вкуса или стандартов восприятия. Но впечатление от нового цикла Савадова не менее глубокое, чем от его шоковых серий «Донбасс-шоколад» или «Книга мертвых». Там была и сложная постановка, и явно тяжелая творческая работа, здесь только безошибочно найденный объект и традиционная съемка с натуры.

Любой знает: описывать художественное произведение так же полезно, как объяснять соль анекдота: смешно все равно не будет. Тем не менее, какого-то сюжета хочется. О чем «Parliament Lights», и почему проект называется как марка сигарет? Не потому ли, что лица, заснятые автором, в своей совокупности уж точно тянут на то, чтоб выглядеть высоким собранием, не потому ли, что на каждой фотографии есть своя «светящаяся» лампа? Ну да, и это, может быть, правда. Как правда и то, что все было сделано очевидно влегкую, и сигаретное название так же легко прилипло к компании явленных нам персонажей, как каждый из них к своему соседу. Но разве это хоть что-либо объясняет? В конце концов, о чем подсолнухи Ван Гога или разрезанные надвое овцы Демиана Хёрста, чем они отличаются от других изображений тех же растений и экспонатов анатомического музея?


На самом деле у художника есть только два рабочих инструмента: выбор и экспрессия. Они определяют уровень его квалификации и, соответственно, качество продукта, а кроме того, служат еще и тестом нашего зрительского восприятия. Но при этом не пересказываются, не воспроизводятся словесно: заниматься описанием значит не доверять аудитории. Критику — как посреднику — такое обычно прощают. А художник оценивает зрителя по себе. Хорошему художнику всегда кажется, что все и так ясно, что занимать публику всякими «техническими» подробностями как-то даже и неудобно. Вот он и убирает все лишнее, даже собственную маэстрию. Даже она — как объяснение анекдота. Хороший художник все представляет так, словно бы ничего не сделал, или сделал вообще не он — само вышло. В этом смысле качественное искусство — всегда как фотография, в которой реальность весьма выразительно все о себе скажет сама. Труд автора спрятан, точный выбор — незаметен. Достаточно нажать на кнопку. Кажется, всякий так может, всякий сможет сыграть весь этот джаз. Хотя на самом деле в это почти невозможно поверить: никаких авторских жестов, ни проблем, ни вопросов — только реальность.


Владимир Левашов