В произведениях Александра Джикии изображение всегда соединено с текстом, отчего они представляют сугубо оригинальный синтез литературы и визуального искусства. Будучи архитектором по образованию, художник каждую свою работу превращает в тщательно продуманный проект, соединяющий в себе интеллектуальный расчет и блистательную импровизацию. Тематика работ Джикии чрезвычайно разнообразна — от сновидений и гротескных бытовых сцен до сюжетов, восходящих к древнегреческому искусству.
Большая графическая серия «Катаревуса» (Katarevousa), представляемая Stella Art Foundation в программе Art Athina 2007, относится как раз к последней разновидности джикиевских тем. Хотя с ее «древнегреческим» происхождением не все однозначно. Случилось так, что в определенный момент жизни художник берется за изучение греческого языка, воспользовавшись для этого учебником священника Софоклиса Андриадеса, изданном в Великобритании. Грамматические примеры из учебника становятся подписями (на греческом языке) к каждому из листов серии. Изображения же исполнены в стилистике древнегреческой вазописи доклассического периода. Стилизованность их, впрочем, вполне условна. Действительно, фигуры неизменно показываются художником силуэтно и в профиль, а отдельные органы (вроде носов, подбородков, грудей и фаллосов) торчат из них с вполне архаической экспрессией. Однако никакого геометризма, никакого античного «ордера» здесь нет и в помине, а каждый сюжет (он же — грамматический пример) трактуется с достоверным психологизмом.
Любовное и, вместе с тем, свободное отношение к источнику вдохновения у автора простирается от содержания вплоть до базовой технологии. Сначала он покрывает плотную бумагу с неровными краями сплошным слоем бурого пигмента. Затем, подобно скульптору или вазописцу, удаляет-стирает фон, получая таким образом все нужные ему формы и, наконец, процарапывает на них необходимый минимум деталей, включая и сам греческий текст. Так достигается глубокая органичность произведений, единство всех их образных и технических составляющих. Вернее даже сказать, что искусство Джикии существуют подобно органической материи: оно само собой разрастается всеми формами и смыслами, существующими в нем изначально — еще в идее, в семени образа.
Владимир Левашов