Stella Art Foundation представляет Павильон Москвы на 9-й Шанхайской биеннале.
9-я Шанхайская биеннале впервые проходит в пространстве реконструированной тепловой электростанции, которая сейчас переименована в Power Station of Art («Электростанция искусства»), а в дальнейшем станет Национальным музеем современного искусства. На выставке Экспо, которая проходила в Шанхае в 2010 году, в здании электростанции располагался «Павильон будущего».
Тема биеннале звучит как Reactivation («Реактивация») и рассматривает вопросы энергии в самом широком смысле (энергии и энергоносителей, из-за которых происходят глобальные войны; тепловой энергии; энергии, возникающей между людьми; энергии искусства). Кураторскую группу биеннале возглавляет Цю Чжицзе, также в нее входят Борис Гройс, Йенс Хоффман и Джонсон Чан (впервые за 16 лет существования Шанхайской биеннале в качестве кураторов приглашены иностранцы). В основном проекте участвует несколько десятков художников из разных стран, среди них — Ольга Чернышева, Борис Михайлов, Вадим Фишкин и Антон Видокле.
Кроме того, изменилась и структура биеннале. Помимо основного проекта, в рамках биеннале устроены павильоны городов (подобно тому, как на Венецианской биеннале — павильоны стран). Будут представлены 30 городов — Стамбул, Гонконг, Тайбэй, Берлин, Мумбай, Дюссельдорф, Лион, Барселона и другие. Stella Art Foundation, выступающий организатором выставок в Павильоне России на Венецианской биеннале, представляет в рамках Шанхайской биеннале Павильон Москвы — на выставке Haunted Moscow («Москва, населенная призраками») будут показаны произведения Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского и Андрея Филиппова.
Стелла Кесаева, комиссар Павильона Москвы, в преддверии открытия Биеннале сказала: «Фонду Stella Art выпала честь стать организатором Павильона Москвы на биеннале современного искусства в Шанхае. Фонд имеет большой опыт презентации российского искусства на международной художественной сцене на самом высоком уровне. Мы работали и работаем над выставками в Павильоне России на Венецианской биеннале, мы представляли российских художников в различных музеях мира, таких как Лувр и венский Музей истории искусств. Для Шанхая мы подготовили проект Haunted Moscow, куратором которого выступил Николай Молок. И я надеюсь, что он будет с интересом принят публикой на Шанхайской биеннале».
Выставка в Павильоне Москвы рассказывает о том, что на протяжении 20 лет современное русское искусство занималось поисками новой национальной идентичности, национальной истории и, в конечном счете, национального художественного стиля. Насколько современное русское искусство соотносится с мировым, может ли быть интегрированным в него, вообще должно ли оно «говорить по-русски» и доступно ли для «перевода»?
В этой ситуации художник, предоставленный сам себе, вынужден заниматься не совсем свойственными вещами — он выступает в роли критика, историка искусства, теоретика и одновременно педагога. Ему предоставлено широкое поле для манипуляций, в первую очередь, манипуляций с историей: в постисторическом обществе модели для организации будущего находятся в прошлом, «новое рождается из архива» (Борис Гройс).
Неизвестность порождает страх. Страх перед неизвестным порождает призраков. После конца коммунизма Москва (как и все бывшее советское пространство) стала зоной, посещаемой призраками прошлого. Причем самого разного прошлого — советского, авангардисткого и даже византийского.
Куратор проекта, Николай Молок, рассказывает о выставке: «На выставке представлены произведения трех художников: Андрея Филиппова, Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского и студентов его Института «База».
Андрей Филиппов в своих поисках национальной истории возвращается к идее «Москва — Третий Рим» — он настаивает, что русская история может существовать только в контексте византийской культурной традиции. Однако, вводя в свои работы метафоры революционного прошлого, он подчеркивает, что византийская модель Империи в русском сознании навсегда соединена с советской моделью Империи.
Дмитрий Гутов, переписывая историю эстетической мысли, реанимирует фигуру марксисткого философа Михаила Лифшица, известного своей критикой модернизма и абстракционизма.
Анатолий Осмоловский создает теоретический и научно-просветительский журнал «База» и одноименный учебный институт, в котором, подобно профессорам ВХуТеМаса 1920-х, преподает студентам историю, теорию и практику современного искусства».