В рамках выставки, входящий в программу Фестиваля современного российского искусства на Корфу, мы показываем два художественных проекта, которые создавались вполне самостоятельно, но которые оказались родственны друг другу по ряду предпосылок их возникновения и принципов создания.
Во-первых, это путешествие. Составившие проект Евгении Емец «108» фотографические работы возникли в результате продолжительной проездки художницы на Тибет. Фотографии Стаса Полнарева из проекта «Альбом Анны» создавались на съемках фильма «Анна Каренина», проходивших в глубине России. Но, и это во-вторых, путь, проделанный художниками, скорее, пролегал в метафизическом и духовном пространстве, чем в географическом.
Соединенные попарно изображения на фотографиях Емец фиксируют пограничные состояния человека и мира, возникшие в результате какого-то невидимого зрителю события. Подловленный момент экзистенциального откровения передан очень тонко и деликатно по отношению и к своему объекту, и к субъекту. Лишь постепенно раскрываясь перед зрителем, он позволяет заглянуть за грань видимого, получить ключ к пониманию законов, которые управляют этим миром и его энергиями. Подсказку содержит и название проекта, соединяющее в трехмерную формулу духовное раскрытие мира и себя в бесконечном символическом взаимодействии: Единицу — символа всего Бытия и Духа, который движет человеческой деятельностью и творчеством; Нуль — включающий в себя все потенции, все возможности дальнейшего развития; Восьмерку — всеохватность бесконечности. Так микрокосм человека приходит во взаимодействие с макрокосмом вселенной — и на острие их столкновения замирает выверенный кадр.
«Альбом Анны» увиден Полнаревым словно через туман истории или воспоминаний. Вернее, одно бесконечно отражается в другом: сложный сплав впечатлений художника от романа Л.Толстого — в бесчисленных сценических и кинематографических интерпретациях книги и судьбы главной героини, которые в свою очередь преломляются в туманящихся «воспоминаниях» Анны, и далее все движется по кругу. Это внутреннее ощущение бесконечности отражений, с каждым разом становящихся все более зыбкими, находит визуализацию и в ряде приемов, использованных автором, которые разрушают гладкую поверхность фотографии. Именно фотография в наши дни является одним из символов и синонимов точного, неподкупного свидетельства о том, «что на самом деле было». Полнарев использует этот штамп сознания, создавая из него своего рода ловушку: зритель, пытаясь вглядеться и разобраться в происшедшем, прочесть этот «дневник», лишь начинает блуждать средь эха его голосов и образов. И, видимо, это действительно самое достоверное, что можно в наши дни узнать о судьбе Анны, а, может, и об истории вообще, не пытаясь вычленить из бесконечного круга аллюзий и реминисценций более истинные или менее ложные.
Таким образом, и это в-третьих, проекты Полнарева и Емец — это своего рода изыскание, эксперимент по исследованию областей культуры и духа, в котором, как и в любом серьезном погружении, есть свои опасности найти не то, что изначально искал, но есть и свои награды, и неожиданные ценные находки.
Анастасия Докучаева
Выставка организована при участии Marina Noel Foundation, Керкира, Греция; Ярмарки современного искусства Art-Athina, Афины, Греция; Мэрии Керкиры; Правительства Москвы.