Stella Art Foundation представляет новую, четвертую по счету выставку, которую творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда. И снова это чрезвычайно интенсивная инсталляция, сопровождающаяся эксцентричным перформансом. Излишне говорить, что насыщенность предметной среды для концептуальной группы равносильна смысловой плотности текста. И если, как в нашем случае, под инсталляцию заняты не только стены с полом, но и потолок, а перформанс — сплошной рэп-речитатив на мертвом языке, то авторам точно было, что сказать.
Художники группы «Купидон» о своем проекте: «Есть теория, что художники Возрождения не хотели изобретать ничего нового — они хотели возродить античность, уподобиться древним. Можно сказать, что этот проект потерпел сокрушительную неудачу. Ирландские монахи VII века тоже старались писать на изысканной латыни, а Энгр — мечтал стать новым Рафаэлем. Но и у монахов, и у Энгра получилось что-то другое. Эта тяга к прекрасному, к другому миру, cвойственна не только неразвитым обществам или ирландским интеллектуалам cредневековья, но и всем, взыскующим Великого Искусства, в том числе и нам, так называемым концептуалистам. Есть подозрение, что все великие достижения в искусстве — результат ошибок и непонимания, путаницы и ложной эрудиции. Что нужно сделать, чтобы это случилось опять и было всегда? Этой теме посвящается новый проект т/о «Купидон». Рэп, написанный на латинском суржике, гуманитарная помощь из прошлого — античные фрагменты, сброшенные на сдвоенных парашютах-бюстгальтерах, монахиня, вылетающая на лыжах из стены, аквариумы с застывшими срезами образов, ждут своего зрителя, размышляющего о том, как делается «искусство вместо искусства». Мы надеемся на ваше непонимание. Спасибо!»
Как видно, «купидоны» совершенно не делают тайны из того, что собираются показать своей публике, заранее выдавая практически полный список экспонатов предстоящей выставки. Они точно знают: увидеть их работы — совсем не значит понять, о чем они говорят. Более того, художники надеются как раз на наше непонимание, тем самым мягко подталкивая нас к вольным интерпретациям, а значит — и к ошибкам. К тем продуктивным ошибкам, которые им видятся источником всего лучшего в искусстве. Действительно, ведь все правильное — это правило, закон и норма, а их противоположность — свобода, без которой творчества не может быть в принципе. Да, из уст «так называемых концептуалистов» подобное заявление звучит шокирующе романтично. Но похоже именно эту самую свободу, вкупе с непониманием и ошибками, они предлагают нам, зрителям, разделить с ними, заманивая нас в свою игру, в свое «искусство вместо искусства». Потому новый проект т/о «Купидон», помимо прочего, выглядит еще и как сговор. Не только и не столько самих его участников-художников — с ними давно все ясно, но и всей их команды с нами, зрителями, которые, как выясняется, заблаговременно записаны в их симпатичную шайку. А иначе откуда бы у выставки взялось подобное название?
Творческое объединение «Купидон» было создано тремя выдающимися представителями московской концептуальной школы Юрием Альбертом, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым в 2008 году. Четвертый член т/о, Паруйр Давтян, вошел в его состав в 2015 году. За время существования объединение реализовало шесть масштабных выставочных проектов: Витя и Зайцы. Фрагма, Прагма, Энигма. Т/о «Купидон» (Проект_Фабрика, Москва, 2008); Show and Tell: Омут. (Stella Art Foundation, Москва, 2009); Забор воды (Проект_Фабрика, Москва, 2010); Каспар, Давид, Фридрих. На выставке «Эстетика против Информации» (Центр культурной коммуникации, Клайпеда, 2010); Метаморфей (Stella Art Foundation, Москва, 2011); Станционный смотритель (Stella Art Foundation, Москва, 2015).