В когда-то уже служившей храмом искусств — студенческим театром МГУ — церкви Святой мученицы Татьяны открылась выставка «Двоесловие/Диалог». Вообще-то выставки в храмах не новость. В разных странах выставляют больших художников в знаменитых соборах, бывают программы поскромнее, но всегда речь идет об искусстве и пространстве, а не дипломатии. Мы и тут идем другим путем.
Направленная на укрепление связей между современным искусством и современным православием затея принимающей стороне казалась революционной — у актуальных художников сложная репутация в церковных кругах. Теперь уже неважно, кто придумал страшного агрессивного противника православия — образ этот не выдерживает критики и должен быть разрушен.
Кураторы выставки, художник Гор Чахал и диакон Федор Котрелев, без труда отобрали экспонаты, соответствующие месту и теме, тем более что ни апологетики, ни подтверждения личной воцерковленности от художников не требовалось. Согласовывали выставку на самом верху, патриарх, ознакомившись с ее концепцией и экспонатами, начертал «не возражаю». По такому случаю впервые, по собственному признанию, выставку современного искусства посетил председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) и, к своему удивлению не обнаружил в нем агрессии. Раньше вот не посещал, но почему-то уверен был, что оно злобой дышит.
Настоятель храма протоиерей Максим Козлов считает, что выставка требовала жертв с обеих сторон: художники оказались готовы к самоограничению, церковные люди — к тому, чтобы смотреть непривычное. Что до самоограничения, то большая часть экспонатов сделана давно совсем не под спецпоказ в храмовом притворе. При этом выписанный вязью лозунг Александра Сигутина «Спасите наши души», несмотря на не вполне канонический текст, смотрелся более чем привычно. Если бы не окружали надпись другие явно художественные объекты, можно было бы подумать, что она висит над входом в храм постоянно. А уж то, что несколько работ из большого «Евангельского цикла» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой для служителей церкви — новость, это их беда, а не вина художников. Подписанные евангельскими цитатами фотографии из новостных лент — самое сильное высказывание на христианскую тему последних лет. Работы сильного и прямого действия, по-настоящему актуальные, они могли бы занять свое место в храме без всякой выставки. Как множество художников разных времен и народов, Врубель и Тимофеева превращают древнюю историю в современную, сегодняшнюю, в которой образы апостолов, грешников, мытарей, фарисеев, стражников обретают знакомые черты милиционеров, селебритиз, бомжей, беспризорников. Фантастический образ расступившегося «Мертвого моря» группы «Синий суп» подобно росписям храмов, служившим когда-то «библией для неграмотных», ставит зрителя перед удивительным фактом — визуальное чудо эпохи высоких технологий утверждает и подтверждает то, что написано в книге. Ко времени помянутый перформанс 1999 года Кирилла Асса, Алексея Доброва, Даниила Лебедева с затянутой на Пасху красным полотнищем с буквами «ХВ» крышей московского планетария продемонстрировал церковным деятелям совершенно другой, с выходом в народ, на улицы города, уровень агитации и пропаганды. Никто специально для выставки на горло собственной песне не наступал. Напротив, экстатическое «Имя Бога» Гора Чахала — перечисление всех встречающихся в Библии именований Всевышнего, нарядный храм на горке свежих яблок Константина Звездочетова, парящие над экспозицией двуглавые орлы Андрея Филиппова утверждали времена мирные. То есть обычные, заставляли вспомнить старые выставки, на которых произведений художников, интересующихся христианством практически или интеллектуально, как автор «Черной Троицы» Никита Алексеев, было гораздо больше, чем атеистических (тоже имеющих, впрочем, право на существование) высказываний.
Несмотря на объявленное начало диалога, выставка утверждает: церковь и современное искусство мирить не нужно. Нет у них проблем. В отличие от отдельных людей, у которых проблемы существуют, — они на выставки не ходят, зато очень оскорбляются от описания экспонатов. Как раз сейчас одновременно с благостным «Двоесловием» продолжается суд над организаторами выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Так что если приветствовавшие (или просто не запретившие) выставку священнослужители действительно хотят внести «вклад в преодоление конфронтации между частью церковного общества и некоторыми представителями художественной интеллигенции», то они могут попробовать вникнуть в удивительное действие в Таганском суде. Потому что очень трудно одновременно судиться и вступать в диалог.