Коллекцию Музея Зигмунда Фрейда представил на своей площадке Stella Art Foundation, ранее именовавшийся просто галереей Stella Art. На выставку привезли, конечно, не ботинки Фрейда и не его рабочий стол с лампой под зеленым абажуром, а коллекцию современного искусства, которую собирают в музее основателя психоанализа.
Фрейд по большому счету не имеет к выставке никакого отношения — история коллекции началась уже после его смерти. И собирал ее не кто иной, как Джозеф Кошут — живой классик концептуализма, ставший директором-учредителем Музея Фрейда. В Вене по адресу Берггассе, 19 музей существует с 1971 года, а Фрейд прожил и проработал здесь почти полвека — до самой эмиграции в 1938 году. Поначалу посетителям, как и во всех мемориальных музеях, здесь предлагалось осмотреть личный кабинет, приемную и комнату для консультаций доктора Зигмунда Фрейда. Формировалась также научная библиотека. Но в этом доме не только практиковал Фрейд-врач, но и располагалась квартира, в которой семья Фрейда проживала с 1891 года. Когда к музею присоединили еще и бывшую жилую площадь главного мирового психоаналитика, дом подвергся некоторой перестройке, и в новом пространстве хватило места для инсталляции Джозефа Кошута «Ноль и Нет».
Сам Кошут, еще в 1969 году заявивший о смерти традиционного искусства, занялся превращением «колыбели психоанализа» в площадку для искусства современного. В понимании Кошута последнее, конечно, должно быть представлено концептуализмом. И хотя с открытиями Фрейда тесно связаны такие, например, направления в искусстве, как сюрреализм, директор-основатель гнет свою линию неуклонно. В 1989 году Кошут сумел уговорить нескольких художников из других стран подарить Музею Зигмунда Фрейда по одной работе. Таким образом в инсталляцию «Ноль и Нет» оказались включены произведения Джона Бальдессари, Пьера-Паоло Кальцолари, Георга Херольда, Дженни Хольцер, Ильи Кабакова и Франца Уэста. Они же и составили основу коллекции музея Фрейда-Кошута.
Директор-учредитель не думал останавливаться на достигнутом, музей стал разрастаться. Коллекция пополнялась исключительно за счет даров: когда Кошут предлагал художникам подарить что-нибудь Музею Фрейда, те обычно не отказывались. С недавних пор для проведения выставок стал использоваться и соседний дом — в нем раньше находилась кошерная мясная лавка Корнмеля. Произведения Кошута и приглашенных авторов демонстрируются в витрине бывшего магазина.
Приехавшая в Москву экспозиция кажется довольно разреженной. Но при всем внешнем лаконизме каждое произведение тянет за собой страницы комментариев и толкований. Концептуалисты объясняют все, даже железная кушетка имеет инструкции — ее автор Франц Уэст предлагает зрителю прилечь. А под стеклянным колпаком в центре зала оказываются не фрейдовы, но все-таки ботинки: художница Шерри Левин в 1977 году устроила в Нью-Йорке «Распродажу обуви», представив 75 пар детских ботинок. Эта черная пара обуви только размером выдает свою «детскость»: так обычно рисовали детей в XVIII веке — маленькими взрослыми. А Клегг&Гутман демонстрируют фотографию книжных полок нью-йоркской библиотеки, заполненных книгами Фрейда и публикациями о его творчестве. Номинально получается все как в мемориальной квартире основателя психоанализа: кушетка, ботинки, книжные полки. Даже шкаф есть, в котором... Ну что может быть в шкафу «колыбели психоанализа»?