Выставка Юрия Аввакумова «Игры» в «Stella Art Foundation» приурочена к пятидесятилетию автора. И хотя это отнюдь не ретроспектива (ретроспективная выставка состоялась в той же галерее чуть больше года назад), ее можно расценить как своего рода подведение предварительных итогов.
В истории зодчества есть великие мастера, почти ничего не построившие, но оказавшие колоссальное воздействие на развитие архитектурной мысли. Например, Джамбаттиста Пиранези осуществил только небольшой комплекс приората Мальтийского ордена в Риме, но его гравюры, изображающие вымышленные, фантастические сооружения, до сих пор вдохновляют практикующих архитекторов. Или Иван Леонидов, создавший в жизни единственное сооружение — парковую лестницу в одном из сочинских санаториев. Однако проекты, многие из которых по техническим причинам в первой половине ХХ века и не могли быть реализованы, ввели Леонидова в ареопаг великих архитекторов прошлого столетия и дали мощнейший толчок развитию современной архитектуры.
Ставить Аввакумова в один ряд с Пиранези и Леонидовым, конечно, еще рано, но общее у него с ними есть. Он, изумительный архитектор-придумщик, не построил вообще ничего. И скорее, известен как превосходный дизайнер выставок и блестящий художник и скульптор — в этом году он получил весьма престижную немецкую премию «Ludwig-Gies-Preis».
В конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века Юрий Аввакумов, будучи студентом МАРХИ, стал одним из лидеров «бумажной архитектуры». Он и другие студенты посылали по почте совершенно утопические, заведомо не рассчитанные на осуществление проекты на самые авторитетные международные архитектурные конкурсы и получали призы. Институтские профессора недоумевали, а часто и возмущались. Им было невдомек, что остроумная концепция часто куда важнее, чем умение проектировать панельно-блочные коробки и помнить наизусть все СНИПы и прочие стандарты советского строительства.
Ныне коллеги Аввакумова по «бумажной архитектуре» — Александр Бродский, Михаил Филиппов, Михаил Белов, Илья Уткин — востребованные и успешно строящие архитекторы. Юрий Аввакумов продолжает фантазировать и играть в архитектуру.
На выставке в «Stella Art Foundation» — построенные из игральных карт и доминошных костей «небоскребы» и «пагоды», отлитые в бронзе чурки для игры в городки, макет дачного сортира, оснащенный унитазом из набора для Барби и движущейся лентой из порнографических открыток, а также шахматная доска, на которой вместо фигур торчат гнутые гвозди.
Вроде бы просто забавные игрушки. Но присмотришься — вовсе нет. Эти прихотливые карточные домики и башни из черных «кирпичиков» в белую крапинку есть плод строгого архитектурного анализа.
Сам автор комментирует их так: «...кроме тонкой работы пальцев, предохраняющей от раннего Альцгеймера, здесь есть еще и интеллектуальное усилие, хранящее нас от слабоумия». Не поспоришь. На фоне многих реальных московских построек последнего времени, которые невозможно квалифицировать иначе как результат далеко зашедшего размягчения мозга, аввакумовские «игрушки» выглядят как прообразы очень серьезного, очень ответственного зодчества.
Да и вообще, игра ведь по своей сути весьма серьезное дело. Бог Шива, как известно, играючи творит и разрушает вселенные. Вот и национальная русская игра в городки, ныне, к сожалению, не модная, моделирует создание и разрушение урбанистических структур. Один их строит, другой разносит вдребезги, будто при помощи ковровой бомбардировки. Разумеется, бронзовые, да еще и позолоченные городочные чурки абсурдны. Это какой же нечеловеческой силой надо обладать, чтобы швырнуть в них бронзовую же многокилограммовую биту? Но архитектонически эти комбинации цилиндрических форм куда умнее, чем то, на что снова и снова натыкаешься, идя по городским улицам.
И очень хочется, чтобы создатели этих нелепых сооружений перестали бы выполнять большие заказы, строить из кирпича, металла, камня, бетона и стекла, а занялись игрой в городки, бирюльки и возведением карточных домиков. Меньше вреда бы было для окружающих. Что же касается Аввакумова, то желательно, чтобы он наконец что-нибудь построил. Возможно, это сбудется: не так давно он выиграл престижнейший конкурс на строительство одного из зданий нового Музея Гуггенхайма в Абу-Даби, в котором участвовали суперзвезды мировой архитектуры.