Пресса

Какой картеж!

Сергей Хачатуров, Время новостей / 27 июля 2007 Какой картеж!

Лучшей выставки к собственному пятидесятилетию в случае с Юрием Аввакумовым и нельзя себе представить. Юрий — хранитель тайного знания русского конструктивизма. И выставка дает понять, что секреты лаборатории конструктивизма может приоткрыть та философия игры, что стала темой книги Йохана Хейзинги «Человек играющий». То есть экспозицию в Stella Art можно считать творческим кредо Аввакумова.

Что видим? Из карточных колод с ядреными цветастыми рубашками и картинками складываются пространственные каскады: башни, горы. Они кинетические. Карты скреплены проволокой, и если потянуть штырек на кончике пирамиды вверх — каскад поднимается. При нажатии вниз — карты складываются на стол плоским орнаментальным пятном. Из сцепленных проволокой в цилиндр черных костяшек домино с белыми точками выросло модернистское здание. Мы будто наблюдаем его в ночном освещении с горящими окнами внутри. Городки — это синопсис модернистского проектирования как такового. Протоформы (цилиндры -палочки) складываются в пространственные композиции, своим лаконизмом и выразительностью соперничающие с шедеврами авангардного зодчества. Аввакумов сделал городкам маленькие памятники, сложил из них дорожку. А в перспективе показал фильм -хронику городошной игры. Люди строят композиции из палочек — одна другой причудливее и выразительнее. А потом берут биту и фигачат ею по импровизированному архитектурному шедевру безжалостно и беспощадно. И эта хрупкость отношения к форме, тревога за нее — тоже лейтмотив творчества Юрия.

Экспозиция ненавязчиво и тактично дает понять, что конструктивизм как стиль отвечает принципу картежа (того самого, о котором думала кэрролловская Алиса, видя процессию из карточных персонажей). Философия игры реализуется в конструктивизме максимально. Во-первых, стиль отвечает принципу тотальности — он требует абсолютной регламентации жизни (вспомним устройство домов-коммун). Во-вторых, это по определению открытый проект (как и игра, в которой самое главное не результат, а процесс). Железный каркас правил и импровизация, тотальность и артистическая свобода, требование полной самоотдачи и презрение к тоталитарной серьезности, не результат, а процесс — вот динамические пары, которые заряжают энергией и наследие модернизма, и творчество Юрия Аввакумова, и феномен культуры под названием «Игра».

упомянутые Художники