Выдающийся современный архитектор и дизайнер, один из столпов «бумажной архитектуры» Юрий Аввакумов празднует пятидесятилетие. К этой славной дате приурочен его новый проект «Игра», показанный в галерее Stella Art Foundation. Год назад здесь же прошла первая ретроспектива Аввакумова, которую художник посвятил раннему русскому авангарду — постоянной теме своего творчества. Нынешняя экспозиция основана на другом сюжете, составляющем основу эстетической стратегии этого автора. Как ясно из названия, речь идет о забавах.
Игра для постшестидесятника Аввакумова представляет собой альтернативу идеологического пафоса. Подобно идеологии, игра основана на правилах, при этом реальное мастерство игрока заключается не столько в безукоризненном следовании им, сколько в гибком использовании во имя собственных целей. Символы художественной идеологии Аввакумова — колоды карт и костяшки домино — стали строительным материалом для архитектурных объектов, городки и шахматы трансформировались в скульптурные формы.
Характерно, что в своей практике художник использует только старые игровые темы, международные и национальные basic games, оставаясь совершенно равнодушным к возможностям компьютерной игровой культуры с ее симулятивным жизнеподобием. «Игры в игры» Юрия Аввакумова имеют сразу несколько внешних целей — культуртрегерскую (художник ищет новые формы просветительства — рассказывает о деятельности своих великих предшественников языком современного искусства) и герметическую (в каждом образе заключен смысл, который внятен только зрителю, погруженному в контекст как творчества самого Аввакумова, так и его ближайших единомышленников). Подобный дуализм характерен и для непосредственной работы Аввакумова с материалом. На первый взгляд может показаться, что он совершенно равнодушен к смыслу используемых игр. Но при этом каждый, хоть немного в них практиковавшийся, способен посочувствовать его опыту «переигрывания сыгранного», попытке задним числом перестроить партию, переиграть ходы.
Игра — вещь волнующая, но совершенно безответственная, она позволяет Аввакумову находится вне общей, ситуативной и корпоративной мизансцены. Он легко и артистично меняет роли, но всегда остается узнаваемым. Практик, куратор и экспозиционер, он с завидным постоянством и редкой грацией совмещает подобную функциональную практику с авторской художественной деятельностью. При этом чем дальше, тем яснее, что собственное искусство Аввакумова не просто является одной из игр, но занимает важное место в современной культуре.