Пресса

Живопись с препятствиями

Ирина Кулик. Коммерсантъ / 18 июня 2008 Живопись с препятствиями

В московской Stella Art Foundation открылась выставка Юрия Альберта с обманчиво-академическим названием «Живопись. Скульптура. Графика». Идентифицировать традиционные виды искусства в представленной художником-концептуалистом инсталляции старалась Ирина Кулик.

Из всех художников круга московского концептуализма Юрий Альберт, давно живущий между Россией и Германией, наверное, наименее московский и наиболее концептуальный в международном понимании этого направления. Не отвлекаясь на посторонние вещи, он занимается исследованием законов художественного мышления. А наиболее уместным ощущением от концептуального искусства Юрий Альберт, видимо, считает благородную и вдумчивую скуку, которую подобает испытывать как зрителю, так и самому творцу. Так, для своей выставки в Stella Art художник кропотливо переписал и перерисовал от руки каталог своей предыдущей выставки — с темными квадратами вместо иллюстраций. На создание этих произведений, которые и исполняют роль «графики», ушло, по его словам, почти восемь месяцев. Роль живописи играют тщательно переписанные маслом и увеличенные до размеров полноценных полотен карикатуры Кукрыниксов, посвященные современному искусству. Созданные примерно тогда же, когда Михаил Лившиц писал свой «Кризис безобразия», эти рисунки на все лады издеваются над буржуазным формализмом вроде «Американцев в Венеции»: пижоны-художники пишут с натуры Большой канал, но получаются у них какие-то абстрактные закаляки.

Любимое искусство самого Юрия Альберта, как признается художник, это минималистская абстракция. Главным аттракционом выставки в Stella Art стал своего рода оммаж классику этого направления Карлу Андре, известному своими скульптурами из выложенных на полу металлических квадратов. Только на выставке Юрия Альберта эти квадраты образованы протянутым над полом где-то на уровне коленей металлическим тросом. "Просьба приходить без высоких каблуков«,— было написано в пригласительном билете. И правда, чтобы рассмотреть живопись и графику, публике приходилось буквально прыгать через проволоку — так, что все происходящее напоминало детскую игру в классики. На все упреки Юрий Альберт отвечал, что его произведение отчасти было вдохновлено фразой еще одного классика минималистской абстракции, Барнета Ньюмана, говорившего, что скульптура — это то, на что натыкаешься, когда отходишь, чтобы получше рассмотреть живопись.

Нет, Юрий Альберт вовсе не стремился развлечь публику этаким экстремальным аттракционом. Скорее программное занудство, которое Юрий Альберт не отрицает, содержит в себе некий элемент садизма — в одном из предыдущих проектов господин Альберт заставлял каждого посетителя выставки, в которой он участвовал, класть себе в обувь камешек, чтобы легкое неудобство помогало ему не расслабляться и созерцать искусство с должной сосредоточенностью. На выставке в Stella Art было решительно невозможно отвлечься на обычную вернисажную светскую болтовню: попробуй пообщаться, когда от собеседника тебя отделяет настоящая полоса препятствий. Юрию Альберту как строгому учителю удалось добиться от своего «класса» полного внимания и напомнить, что современное искусство — это не развлечение и его восприятие требует усилий.

упомянутые Художники