(перевод с немецкого)
Если не считать пары ящиков и витрин, в прошлый четверг в зале № 19 картинной галереи Музея истории искусств царила полнейшая пустота. Завтра, в понедельник, там откроется выставка «In Situ», на которой будут представлены 50 работ творческого союза из России Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Сорокасемилетний куратор выставки Борис Маннер, уроженец провинции Кернтен, говорит, что у него нет никакого повода нервничать, потому что все подготовлено самым лучшим образом. Произведения русских художников составят одно целое с живописными сокровищами музея. Например, один из экспонатов выставки — двухъярусный мухомор Макаревича. И здесь уже впору говорить о Вавилонской башне — например, каким способом можно добраться до ее верхнего этажа? Известно, что мухоморы вызывают ощущения, сродни алкогольному опьянению, и имеют галлюциногенные свойства.
Всякий, кто решит взобраться на башню Макаревича, проделывает этот опыт в своем воображении. Тут же, по соседству, висит брейгелевская «Вавилонская башня» из живописного собрания музея, и Игорь Макаревич говорит, что эта картина оказала на него большое впечатление в детском возрасте. По убеждению Бориса Маннера, у каждой картины есть своя история, каждая работа жаждет быть разгаданной. Среди прочих тем выставки — история женщины-биолога времен Сталина, заявлявшей, что она может продлить человеческую жизнь, образ которой увековечила Елена Елагина. Хотя вся эта история сродни алхимии, она вместе с тем напоминает нам и о грезах современной науки, которые отчасти воплощаются в жизнь, и люди действительно становятся старее.
С фотографии приветливо улыбается пожилая пара: Елене Елагиной 60 лет, Игорю Макаревичу — 66. За спиной у них тяжелые времена. После сталинского террора, унесшего с собой жизни многих художников, их постоянно подстерегали новые опасности. В 50-е и 60-е годы художники осознанно избегали разговоров о политике и собирались в маленькие кружки, надеялись найти единомышленников. Елагина и Макаревич всю жизнь прожили в Москве и потому постоянно ощущали пульс русской жизни и знали все ее проблемы. Сегодня они обласканы славой и получают за свои работы по 20-40 тысяч евро. Борис Маннер не хочет называть точные цены. Он гораздо охотнее рассказывает о многоплановых смыслах их работ, собранных здесь как в некоей кунсткамере — к примеру, об избушке с черным квадратом Малевича, которая как бы охраняет знаменитое произведение опального художника. «Задача куратора, — говорит Б. Маннер — быть посредником между художником и публикой».