8 сентября открылся спецпроект Московской биеннале: выставка Альберта — Скерсиса — Филиппова в Stella Art Foundation.
Перешагнув пятидесятилетний рубеж, некогда числившиеся в младшем поколении московских концептуалистов-нонконформистов Юрий Альберт, Виктор Скерсис и Андрей Филиппов неожиданно (кажется, и для самих себя) вспомнили, как они были молоды и устраивали нечто несусветное.
Тогда круг интересующихся был узок, зато специальные органы тщательно документировали акции. Искусствоведы в штатском, интересующиеся и художниками, и зрителями, сейчас на выставки не ходят, но в целом обстановка бодрящая. Соскучившимся в дальних странах (Скерсис давно уже живет в Америке, Альберт — в Германии) и никогда не покидавшему надолго родину Филиппову показалось — самое подходящее для того, чтобы объединиться в группу «Купидон» и повеселить публику. Уже во второй раз: выставка продолжает весеннюю, на Фабрике, и темами, и путаницей смыслов, и неожиданной для взрослых серьезных людей лихостью. Хотя речь идет вроде бы о вещах серьезных. Как объясняет одно из названий выставки «Художник и его модель» Юрий Альберт: «речь не о той модели, которая обнаженная (хотя будет и обнаженная). Дело в том, что художник, каждый художник выдвигает свою модель искусства. А здесь их — во взаимопереплетении — сразу три».
Итак — три веселеньких гроба в одной обращенной к улице витрине, видео «Братья Карамазовы» с беззвучно распевающим неизвестную «хорошую, матерную» песню трио авторов — в другой. Внутри натуральное озеро с плавающими кувшинками-палитрами, оборудованными газовыми горелками, на заднем плане — деревянные домики, украшенные живописными холстами. На стенах — заумные надписи, куда же без них.
Почти натуральные, небогатые — без лака и бронзовых ручек гробы названы — с намеком на классику (вспоминаешь разом и Родченко и Барнетта Ньюмена) — «Кто боится красного, желтого и синего?». Совпадение их числа с количеством художников, участвующих в выставке, можно счесть случайным. И все равно вопрос соскальзывает в практическую плоскость — независимо от цвета покрывал именно этих предметов боятся многие. В мешанине мотивов, символов и приемов уловить единый замысел невозможно — видимо оттого, что его там нет. Мало того — живопись сделана в неведомом науке стиле «параллелепипедизма». На самом деле ничего страшного — узнаваемые детали женского тела, квадратики всякие — жизнерадостное такое искусство. Может, концептуализм и правда умер — утонул в пруду и умных надписях, но художники точно живы.