Около 80 работ Вагрича Бахчаняна попали в коллекцию Стеллы Кесаевой, главы Stella Art Foundation, незадолго до его смерти в прошлом году. Один из главных мастеров коллажа и искусства апроприации семидесятых представлен в выставочном зале фонда Stella Art произведениями, сделанными как до, так и после эмиграции в США. На выставке побывал Валентин Дьяконов.
О том, что Вагрич Бахчанян был профессиональным художником, а не остроумцем широкого профиля, обычно забывают. Безусловно, мало что может сравниться по мощи с легендарной фразой «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Но Бахчанян прошел к тому же и хорошую школу авангарда. На родине, в Харькове, он близко общался с учеником и соратником Малевича Василием Ермиловым. И чутко реагировал на новости из-за рубежа. Например, критическая статья о Джексоне Поллоке вдохновила Бахчаняна на серию абстракций, сделанных описанным в тексте методом разбрызгивания, или «дрипинга». Естественно, в провинциальном Харькове у художника тут же начались проблемы с органами, из-за которых Бахчанян оказался в Москве, нашел благодаря земляку Анатолию Брусиловскому работу на 16-й, юмористической, странице «Литературной газеты» и стал местной знаменитостью. Репутация формалиста преследовала его и в столице, вынудив эмигрировать в США в 1974 году. Там, в отсутствие цензурных препон, он жил небогато, но постоянно печатался в эмигрантской прессе, создавая все новые и новые образчики соц-артовского юмора.
Одна из первых работ, сделанных в эмиграции, называется «Голая «Правда»». Это сочетания вырезок из советской газеты с нанесенными на них фрагментами эротических журналов. Чаще всего сочетание заголовков и картинок создает комический эффект. Голые девушки в откровенных позах под шапкой «Пока клюшки отдыхают» вызовут понимающую ухмылку у тех, кто помнит старый сленг, в котором «клюшка» значило «девушка». С другой стороны, современный человек привык думать, что порнография состоит из клише, стереотипов и повторений. А вот на фоне убористого «правдинского» текста все эти неприличные позы и тщательно показанные гениталии производят впечатление чего-то чрезвычайно жизненного и вдохновенного. Как говорится, смотря с чем сравнивать.
Принято считать, что соц-арт несколько сдулся после того, как распался СССР и исчезла соответствующая идеология. Но у Бахчаняна есть вещи, которые — хоть ты тресни — не устаревают. Например, «Американцы глазами русских» 1983 года. Маркером и тушью Бахчанян создает галерею погрудных портретов «капиталистов» и «военщины» из советской карикатуры. Серия, занимающая целую стену, оказывается экскурсом в историю антиамериканских настроений, поддерживаемых государством и сегодня.
На выставке много работ, в которых главное не юмор, а концепт. Это вещи малоизвестные, большинство из них не войдет в классический корпус шедевров Бахчаняна. Зато по ним видно, что он не растерял интереса к новому в искусстве. Свежие идеи поп-артистов, минималистов и художников-апроприаторов не прошли мимо Бахчаняна. Он экспериментирует с геометрическими фигурами, повторением одного и того же изображения, выдумывает новые способы сочетания изображения и текста, в общем, ищет не только шутку, но и формальное решение как таковое. По этим работам видно, какой опыт и знания нужно иметь, чтобы получилось смешно.