В фонде Stella Art открылась первая посмертная выставка Вагрича Бахчаняна. Надо отдать должное чутью галеристки Стеллы Кесаевой, которая в прошлом году посетила мастерскую Бахчаняна в Нью-Йорке и пополнила коллекцию фонда почти сотней работ художника.
Вагрич Бахчанян стоял у истоков «другого искусства». Но его творчество трудно отнести к определенному формату. Профессиональный художник, ученик знаменитого авангардиста первой трети XX века Василия Ермилова, Бахчанян в 60-х переехал из провинциального Харькова в Москву, где прославился как непревзойденный остроумец. С его графических и словесных шуточек на 16-й полосе «Литературной газеты» начиналось утро советского интеллигента. Лучшее, разумеется, передавалось изустно. Непечатные по идеологическим соображениям каламбуры Бахчаняна разлетелись на афоризмы.
Хотя Бах, как называли его друзья, уехал рано, в 74-м году, серьезные отношения с советской властью сложились у него на всю жизнь. Когда-то, увидев работы Вагрича, Комар и Меламид придумали соц-арт. Соц-арт закончился вместе с развитым социализмом, но Бахчанян не перестал быть диссидентом до самой смерти. Спустя полжизни он говорил, что Америка не дала ему ничего, и очень критически относился к представителям третьей волны эмиграции. «Скульптура покрыта мраком Неизвестного», «Саша Соколов окончил школу для дураков» — вот его нелицеприятные отзывы о компатриотах. Многие неприязненно встретили его фотоальбом «100 однофамильцев Солженицына» и словечки типа «архипелаг Good Luck», якобы неуважительные по отношению к новой «(бутерб)родине». ЦРУ оказалось недостаточно колоритной заменой КГБ, и Вагрич Бахчанян навсегда остался в томительном плену советской культуры и русского языка.
Серия «Голая правда», которую впервые в Москве показывает Stella Art, была первой работой Бахчаняна в Америке. На вырезки из советских газет, которые свободно продавались в американских газетных киосках, наложены изображения из порножурналов. Неочевидная двусмысленность заголовков в сочетании с откровенными картинками порождает комический эффект, насмешку одновременно над официальным советским языком и американской массовой культурой.
Цикл картинок «Американцы глазами русских» сделан спустя почти десять лет после эмиграции. Бахчанян, не добавляя от себя ни штриха, ни буквы, перерисовал тушью оскаленные морды «американской военщины» и Дяди Сэма с газетных карикатур. Портретная галерея капиталистов и убийц наверняка была занимательным и поучительным зрелищем для современников «холодной войны», но вряд ли простодушные американцы находили в кривом зеркале советской пропаганды концептуалистский фокус. Ирония, на которой основано все творчество Бахчаняна, недоступна в других культурных координатах.
Словосочетание «звериный оскал капитализма» уже многим не говорит ни о чем. Однако с послевоенных времен противостояние двух систем определило особенную стать советского искусства, и аура идеологической борьбы на всех фронтах вплоть до бытового рождала интересные идеи у многих художников. Вагрич Бахчанян — выдающийся представитель этого карасса воспитанников идеологии. Его коллажам, которые в будущем, без сомнения, займут свое место в музее, потребуется сопроводительный текст, описывающий тот контекст, в котором недолго, менее полувека, жили и работали Оскар Рабин, Дм. А. Пригов, Эрик Булатов и Илья Кабаков. Бахчанян не смог при жизни занять достойного своему дарованию места. Эмиграция и заокеанская «свобода» не принесли ему ни славы, ни счастья. Стоит думать, что выставка небольшой коллекции Stеlla Art foundation лишь первая в ряду, и будем ждать настоящей ретроспективы Вагрича Бахчаняна, которая всесторонне представит творчество незаслуженно обойденного вниманием художника.