Художник Андрей Монастырский с группой «Коллективные действия» («КД») представят Россию на Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году, сообщили РИА Новости в среду в пресс-службе фонда Stella Art Foundation, который будет заниматься организацией экспозиций России в 2011, 2013 и 2015 годах.
Как отметили в фонде, кандидатуру художника предложил живущий в Германии влиятельный российский культуролог Борис Гройс, которого Stella Art Foundation пригласил на должность куратора российской выставки на 54-й арт-биеннале в Венеции.
«Решение о назначении куратора было принято легко, так как я считаю, что одна из основных задач куратора — быть понятым как российским, так и международным сообществом», — сказала глава Stella Art Foundation Стелла Кесаева.
По ее словам, Гройс, обладающий «колоссальным опытом работы с русскими художниками на Западе», — «один из самых достойных кандидатов на эту роль».
Сам куратор объяснил свой выбор художника тем, что Монастырский, начинавший в 1970-е годы, «не приспосабливает сегодня свое искусство к требованиям рынка, как не приспосабливал его раньше к требованиям идеологической цензуры, следуя исключительно внутренней логике своего художественного проекта».
«Созданная Монастырским в 1970-х годах группа «Коллективные действия» была первым в России образцом столь модного сегодня во всем мире партиципативного искусства, которое выводит зрителя из обычного состояния пассивности и дает ему активную роль в формировании художественного события», — приводят слова куратора в пресс-службе.
Как продолжает Гройс, «чтобы сформулировать свою художественную позицию, Монастырский использует в равной степени перформанс, поэзию, эссеистику, фотографию, видео, объект или инсталляцию. Именно эта трансмедиальность искусства Монастырского делает его работы неизменно современными, поскольку техники и жанры могут устареть, а четко определенная художественная позиция не устаревает».
Группа «Коллективные действия», ставшая одним из самых заметных арт-явлений на протяжении всех восьмидесятых годов прошлого века, начала проводить свои акции с 1976 года. Документация этих акций уже была представлена на Венецианской биеннале, но правда на второй год существования группы — то есть в конце семидесятых годов.
Как уточнили в пресс-службе, сейчас готовится к изданию 11-й том книги истории «КД» — «Поездки за город», куда входят описания акций (а их группа уже провела 124), рассказы участников и теоретические статьи по современной эстетике, которую разрабатывает группа.
«Акции «КД» как эстетические пространственно-временные события развертывались и на огромных загородных пространствах — в полях, лесах, на реках, — и в большом дискурсе текстов, предваряющих акции, сопровождающих их и комментирующих после акционных событий, то есть в книгах «Поездки за город», — приводят в пресс-службе слова Монастырского.
Однако, отметил он, «акции иногда проводились и в городе, и в закрытых помещениях, когда этого требовал процесс развития современного эстетического языка, особенности того или иного момента социума в его историческом развитии здесь и теперь».
«Работа «КД» в 1970-е и 1980-е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае дискурса современного искусства как искусства после философии», — подчеркнул Монастырский.
По его словам, «в работе группы в качестве зрителей и даже в каком-то смысле соавторов акций принимали участие практически все художники, поэты, литераторы, критики и музыканты Москвы 1970-х и 1980-х годов, которые сами занимались таким авангардом, который был на уровне международного, а не регионального, современного искусства».
Презентация проекта состоится в России в феврале-марте будущего года.
Борис Гройс — автор фундаментальных трудов по философской интерпретации русской культуры, первый исследователь феномена Московской концептуальной школы, куда входит, в частности, самый известный на Западе российский художник Илья Кабаков. Гройс родился в 1947 году, учился на философском факультете Ленинградского государственного университета, в Москве работал на кафедре теоретической и прикладной лингвистики МГУ. В 1981 году эмигрировал в Западную Германию, где стал профессором философии и теории медиа в Высшей школе дизайна города Карслруэ.
Гройс — автор книг «Дневник философа» (1989), «Искусство утопии» (1993), «Стиль Сталина» (1988), «Под подозрением. Феноменология медиа» (2000), а также серии «Диалоги» с Ильей Кабаковым.