В Вене проходит выставка Бориса Орлова под названием «Круг героев». Произведения, выполненные в духе соц-арта, художник представил в экспозициях памятников Древнего Рима, Византии, Священной Римской империи.
В Австрии открылись рождественские базарчики, где каждому озябшему предложат горячий пунш. Для тех, чью душу согревают хорошие выставки, ночью, в последние минуты уикенда, венский «Кунст хисторишес мьюзеум» готовит что-то необыкновенное.
Самолет Бориса Орлова взлетает под потолок античного зала, где находится одно из самых интересных собраний греко-римских древностей. Это Хронос, поясняет художник, бог времени, пожирающий своих младенцев — не то птица, не то самолетообразная химера с орденскими планками вместо бомб. Искусствовед Евгений Барабанов поясняет: «Скульптуры Орлова — не аттракционы. Это почти классические скульптуры: либо ориентированные на античный — греческий — рельеф, предполагающий единую точку зрения, либо римский портрет, который широко использован в его работах».
Этот художник, как Комар и Меламид, как Эрик Булатов — из тех, кто не хотел иметь отношение к искусству официальному, разрешенному, а пытался делать что-то свое. Зарабатывая на жизнь детскими площадками и пионерскими лагерями, он параллельно изучал окружающий пейзаж. Наблюдения привели к выводу, что все империи — от римской до советской — похожи.
Это проект, где органично перемешаны времена. До Бориса Орлова Stella Art Foundation привозил из России работы современных российских художников. В прошлом году в залах старых мастеров выставлялись произведения Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева вспоминает: «Приходили просто из любопытства, посмотреть на то, как это возможно вообще — современное искусство в таких залах и в таком контексте. Руководителям музея это понравилось, потому что наплыв посетителей был огромный. И они предложили нам сделать вторую выставку. Мы долго мучились, не знали, кого представить. Но потом, когда они предложили нам античный зал, у нас слазу родилась идея — Борис Орлов».
Монтаж экспозиции затянулся далеко за полночь, но уже утром следующего дня первые посетители замирали перед мужественным Юлием Цезарем, заложившим имперские традиции. Он выглядел римским легионером в шлеме хоккеиста.
Работы Бориса Орлова словно оживляют прекрасное, но мертвое музейное пространство. Когда среди героев античных времен появляется полководца — для нас Великой Отечественной войны, для австрийцев — Второй мировой войны, памятник победителям в которой установлен недалеко от этого музея, всех этих римлян начинаешь воспринимать как Георгия Жукова — людьми, которые некогда жили, страдали, побеждали, проигрывали.
Бюст подписан именем полководца Велизария, по легенде, ослепленного императором Юстинианом, испугавшимся за свой трон. Возможно, метафора подсказана Бродским в стихотворении «На смерть Жукова»: «Кончивший дни свои глухо в опале, как Велизарий...» «И вот я провожу такую параллель, поскольку Георгий Жуков пережил не такую страшную судьбу, как с ослеплением, но с полной отставкой, унижением. После Потсдамской конференции он был отправлен буквально в ссылку», — пояснил Борис Орлов.
Орлов остроумно превращает медали в тотемы, ассамбляж из архитектурных деталей — в бюсты, актуализируя классику и, более того, вступая с ней в диалог. Заместитель директора Венского музея истории искусств Альфред Бернхард-Вальхер считает: «Эта выставка охватывает собой тысячелетний период — от античности к средним векам и далее к искусству Бориса Орлова, который представляет стиль соц-арт. Я думаю, что работы российского художника привлекут, в первую очередь, молодежь и всех неравнодушных, любопытных посетителей. Как туристов, так и жителей Вены».
Вы же помните, Австро-Венгрия тоже была империей, добавил, улыбнувшись, один из заказчиков выставки Бориса Орлова в Музее истории искусств.