На главной артвыставке мира — Венецианской биеннале — Россию будут представлять «Пустые зоны», а темой экспозиции станет их философское осмысление. «Пустотную эстетику» пропагандировал в Министерстве культуры куратор павильона Борис Гройс. За изощренной мыслью ведущего эксперта по московскому концептуализму следил Сергей Хачатуров.
Любопытно, что пришедшие в минувшую пятницу на пресс-конференцию — презентацию российского участия в 54-й Венецианской биеннале критики, художники и журналисты никаких материалов по готовящейся выставке в павильоне садов Джардини (параллельная программа биеннале — национальное участие разных стран в собственных павильонах) не увидели. На самом деле это не халатность организаторов, а закономерность, объяснимая выбором художника и исповедуемого им стиля. Художник — Андрей Монастырский. Стиль — московский концептуализм. Название выставки в открывающемся 2 июня 2011 года российском павильоне — «Пустые зоны». Проект поддерживают Министерство культуры Российской Федерации (на пресс-конференции замминистра культуры Павел Хорошилов озвучил цифру, потраченную на павильон России из федерального бюджета, — 10 млн у.е.) и некоммерческий фонд Stella Art. На встрече с прессой присутствовали комиссары павильона в Венеции: исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и руководитель фонда Stella Art Стелла Кесаева.
Самого Монастырского на пресс-конференции не было. За него отвечал куратор павильона, ведущий эксперт по московскому концептуализму в мире, теоретик современного искусства Борис Гройс. Он, как всегда, убедительно доказывал то, что в концептуальном искусстве важнее всего не текст, а контекст, не прямая речь, а комментарий, не слова, а паузы между ними. Эта «пустотная эстетика» сегодня правит бал в выставочной политике российской столицы. Одна за другой следуют программы, посвященные московскому концептуализму. Среди них одно событие принципиально, так сказать, «в веницейской перспективе»: в ноябре прошлого года в Московском музее современного искусства была открыта персональная выставка Андрея Монастырского, которую при желании можно рассматривать как генеральную репетицию экспозиции в Венеции. На ней были представлены некоторые новые инсталляции на тему комментариев и пауз, а также фото- и видеоархив созданной Монастырским группы «Коллективные действия» (КД), знаменитой своими перфомансами по пытанию границ пространства и времени, искусства и жизни. Перфомансы проходили и проходят на природе, в чистом обычно поле, и главным героем честно является та самая любезная пустота. Документации акций КД и инсталляции, по словам Гройса, станут основой и венецианской выставки. Комментируя будущую экспозицию, он вспомнил фразу другого классика мирового концептуализма, Джозефа Кошута, о том, что современное искусство состоит лишь из инсталляций и апроприаций, то есть использования архива уже существующих произведений.
Насколько современен Монастырский в перспективе мирового артпроцесса? Гройс считает, что вполне современен, так как сегодня в мире концептуальное искусство на пике внимания, а любимый Монастырским жанр перфомансов с большим количеством участников и совместным поиском смыслов органично вписывается в сформулированную еще постмодернистами тему «партисипации» (другой сходный термин — «перцептивность») — совместного созидания образа художником и наблюдателями (потребителями) его искусства, которые тоже становятся соучастниками-соавторами, познают в процессе самих себя.
Как отметил Гройс, этой актуальности московского концептуализма и его мэтров в масштабе мира будет посвящена конференция, что пройдет 14–15 апреля в Москве. Ожидается участие ведущих философов культуры, кураторов, художников, которые будут рассуждать о причинах оживления интереса к концептуализму, о необходимости интеграции и синхронизации российской художественной истории с международной.
Не совсем понятно, правда, почему именно концептуализм и перфомансизм выбраны сегодня Гройсом самыми актуальными направлениями художественной деятельности. Ведь лучшие свершения на этих территориях состоялись в последней трети прошлого столетия. Неясно и то, насколько выставка в отечественном павильоне будет соответствовать главной теме международной Венецианской биеннале, которую ее куратор искусствовед Биче Куригер назвала ILLUMInations. В названии зашифрованы два понятия: illumination — просвещение, и nations — народы. Соответственно логично предположить, что лейтмотивами являются распространение знаний и расширение географии современного искусства. Возможно, Андрей Монастырский и Борис Гройс предложат самые непредсказуемые комментарии к этим сюжетам.
В наших гаданиях по этому поводу сделаем паузу до июня.