В Венеции в эти дни проходит 54-я Арт-биеннале. 88 стран мира, среди которых даже Ирак, представляют свои самые смелые художественные проекты в павильонах выставки. Российская экспозиция в этом году называется «Пустые зоны». И все пустые зоны сразу после открытия оказались заполненными.
Деревянные нары некоторые посетители воспринимают полками для хранения сыра и вина: не все итальянцы знают, что такое ГУЛАГ и массовые репрессии. Мы сами порой, сетует Андрей Монастырский, ведем себя, как «Иваны, не помнящие родства».
«Я апеллировал к историческому контексту России и Советского Союза, который, мне кажется, очень актуален. Инерция нашей жизни: политическая и общественная, нравственная, эстетическая — очень зависит от эх невскрытых, неосознанных темных масс нашего прошлого», — убежден художник Андрей Монастырский.
Художник, поэт, основатель группы «Коллективные действия» представляет Венеции Россию. Архивными фотографиями инсталляции, описанием своих художественных проектов, через которые прошли все советские авангардисты.
В спроектированном Щусев здании — открытие для профессионалов, кураторов, коллекционеров. Министру культуры выставку показала комиссар российского павильона Стелла Кисаева, которая и пригласила философа, писателя Бориса Гройса, а он в свою очередь, — Андрея Монастырского.
«Я хотел показать художника, который прошел длительный путь: с середины 70-х годов до нашего времени — прошел очень последовательно: Андрей всегда был очень независимой фигурой», — рассказывает писатель Борис Гройс, куратор российского павильона.
Биеннале превращает Венецию на три месяца в огромный аттракцион, где взрослым предлагается поиграть порой в жутковатые игрушки.
В венгерском павильоне жертвы автокатастрофы дают интервью о последних мгновениях жизни: поют — потому что в загробном мире. В американском павильоне банкомат приветствует каждого, кто снимет большую сумму, торжественной органной музыкой. У входа — танк, превращенный в тренажер, привет Бушу, отвечавшему на вопросы журналистов о войне в Ираке, после занятий спортом. Павильон Швейцарии — как лавка старьевщика: те же тренажеры как образ здоровой спокойной жизни, обратная сторона которой — на фотокадрах, где протесты и насилие.
Ходят на этот смотр достижений современного искусства целыми семьями, ведь главное, считают организаторы Венецианской биеннале, даже не понять, что скрывается за этим странным велосипедом, у которого два руля и возможность ехать одновременно в разных направлениях. Главное — удивить, напугать, рассмешить людей, заставить думать. Предположить, к примеру, что это метафора жизни, с ее противоречивыми зачастую возможностями и человеческими желаниями.