Пресса

Московские концептуалисты приехали на биеннале

Егор Колыванов, НТВ / 02 июня 2011 Московские концептуалисты приехали на биеннале

Сегодня в Венеции открылись первые павильоны самой престижной выставки произведений искусства. Речь идет о Венецианской биеннале. В этом году, по замыслу кураторов, современное искусство, которое зачастую неискушенному посетителю напоминает об аттракционах парка развлечений, решили совместить с произведениями эпохи Возрождения.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов посмотрел самые интересные экспонаты, а также заглянул в российский павильон.

Большие рекламные перетяжки над главным венецианским каналом приглашают на открывшуюся сегодня биеннале современного искусства. В этом году ее тема — иллюминация. В названии заключена игра смыслов: с одной стороны — просвещение, с другой — нации, а именно, как понимают современное искусство в разных странах.

Список стран участниц 54-й биеннале пополнили Саудовская Аравия, Бангладеш, Руанда и даже Конго. Однако самые большие очереди стоят в павильоны традиционных именитых участников — Великобритания, Франция, США. Перед входом в американский павильон — настоящий танк, перевернутый вверх тормашками и с беговой дорожкой на гусенице. Частью этой инсталляции стал золотой медалист Олимпиады 1996 года Дэн О’Брайен.

Дэн О’Брайен, олимпийский чемпион 1996 года в десятиборье: «Люди видят в атлетах машины для завоевания медалей, но все гораздо глубже. Эта двойственность свойственна человеку. На самом деле в гораздо большей степени мы личности. Силы духа в нас больше, чем в простой механике».

Россию на венецианской биеннале представляет художник Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия». Они считаются одними из родоначальников московского концептуализма. Группа существует с 1976 года и с тех пор провела 125 акций.

На экспозиции рассказывается о перформансе группы «Коллективные действия», который состоялся в 78-м году. На протяжении нескольких часов художники и немногочисленные зрители тянули веревку из леса. Тянули, тянули, и в результате она просто кончилась. И вот сейчас посетителям российского павильона предлагают присоединиться к этому действию и тянуть веревочку из дырки в стене. В результате возникает такая символическая связь времен.

Автором художественной акции с веревкой был Николай Панитков. По его словам, тогда в лесу спрятали 10 километров бичевки. Фактически группа «Коллективные действия» первыми в советском союзе стали показывать то, что потом получило название перформанс. И самое главное — участие в их акциях могли принимать простые зрители и тоже становиться частью современного искусства.

Андрей Монастырский, художник: «Зрители должны быть, в основном, знакомые наши, тоже художники, поэты, композиторы. То есть это такое искусство для искусства».

В предыдущие годы в российском павильоне показывали несколько проектов разных художников. В этот раз получилась почти персональная выставка. Куратор российского павильона объяснил свой выбор тем, что Монастырский и его единомышленники на протяжении всего времени сохраняли независимость и оставались в стороне от так называемого коммерческого искусства.

Борис Гройс, куратор российского павильона: «Мне кажется, то, что сейчас он обращается непосредственно к широкой аудитории в обход художественной системы, это тоже очень интересный жест».

Биеннале будет проходить в Венеции до 27 ноября. Тогда жюри назовет победителей, ведь эта выставка одновременно и соревнование художников, в котором сложно победить, но еще сложнее стать участником.