Добавились новые или хорошо забытые старые национальные павильоны; город буквально наводнен (не про Венецию было бы сказано) выставками.
Да и в целом атмосфера первых дней оказалась неподдельно праздничной, не таящей в себе тревожных предчувствий, как это было два года назад. Хотя, разумеется, за свою 116-летнюю историю здешняя Мостра переживала и более масштабные экономические потрясения, но все же выход из недавнего пике отмечен приподнятым настроением участников глобального художественного процесса.
В этом году процессом рулила Биче Куригер, музейщица и арт-критикесса из Цюриха, заявившая в качестве слогана заковыристо-простое слово «ILLUMInations». Могло почудиться, что подразумевается именно «просвещение народов» или «свет наций», то есть нечто глобальное по форме и локальное по содержанию. Подобный замах настораживал: как сопрячь в одном проекте, пусть даже очень обширном, всевозможные национальные особенности, да еще привести их к общему «просветительскому» знаменателю? Однако прежний опыт подсказывал, что звучная установка все равно сведется к набору частностей. На венецианской биеннале по-другому не бывает — да и нигде не бывает, если честно. За лозунгами всегда стоят конкретные авторы, а за ними, в свою очередь, — галереи, коллекционеры и прочие «силы влияния».
Всего в проекте «ILLUMInations» фигурируют 83 автора, один из которых знаменит больше, чем все остальные вместе взятые. Волею куратора на выставке современного искусства очутились три полотна Якопо Тинторетто, прославленного венецианского живописца, работавшего в XVI столетии. И не в последнюю очередь славного умением распределять освещение по живописной поверхности — вот вам и прямая иллюстрация к теме «ILLUMInations», если понимать ее буквально.
Между прочим, в более современных работах, представленных в проекте, довольно часто обыгрывается именно «иллюминированность» как таковая — свет, тень, мерцание, горение, сияние. К примеру, огромной популярностью пользуются изысканные восковые изваяния от швейцарца Урса Фишера, которые представляют собой гигантские фигуративные свечи, тающие на глазах изумленной публики. Многие даже полагали, что именно этому автору присудят персонального «Золотого льва», однако в итоге приз достался другому фронтмену нынешней биеннале — американцу Кристиану Марклею за видеопроект «Часы». Нарезка из кинофильмов всех времен и народов устроена так, что возникающие в кадре часы всегда показывают реальное время. В данном случае — венецианское. Зрелище действительно эффектное, волнующее, философское. Почетного «Золотого льва» за заслуги перед искусством вручили сразу двоим авторам — австрийцу Францу Весту и американке Элен Стюртевант. Наиболее интересным молодым художником был признан Харун Мирза из Великобритании. А приз за лучший национальный павильон достался Германии.
Российский павильон в этот раз выглядел концептуально строгим. Представляя международной общественности Андрея Монастырского и группу «Коллективные действия», куратор Борис Гройс решил обойтись минимумом декораций и спецэффектов. Выставка «Пустые зоны» носит выраженный ретроспективный, если не сказать, музейный характер. И даже скупые интерактивные моменты (скажем, зрителям предлагается тянуть бесконечную веревку из отверстия в стене — это намек на былую практику «Коллективных действий») больше походят на лабораторную работу, чем на забаву. Центральная же инсталляция в нашем павильоне способна озадачить любого, кто не улавливает связи между венецианскими сваями и гулаговскими дощатыми нарами. Допустим, Иосиф Бродский эту связь обнаружил бы моментально, да и мы с вами кое-что понимаем насчет того, как концлагерь может соотноситься со средиземноморской романтикой. Но нас таких — меньшинство. Остальные зрители из разных стран могут подумать, что советская андеграундная богема просто развлекалась эдакими вот перформансами в те самые 70-е годы, когда молодежь на Западе исповедовала принцип «sex, drugs, rock-n-roll»...