Пресса

Видео как видение

Ольга Кабанова, Ведомости / 14 июля 2011 Видео как видение

Зрители стоят перед небольшим горизонтальным экраном и видят на нем видеопейзаж: синяя лунная ночь, берег моря, серебристый луч. Зрители знают, что безмятежно мерцающий мир взорвется, из водной глади птицей, странно вытянув ногу, вылетит девушка, или ее душа — как кому видится, и, неловко группируясь, взметнется ввысь, поднятая световым потоком, а потом опять будет тихая синяя ночь на воде и божественный мерцающий луч.

Ждать вознесения надо долго — инсталляция Билла Виолы длится 10 минут 25 секунд, Изольда появляется только минуты на две, так что даже начинаешь беспокоиться, вдруг на этот раз не вынырнет. Но она вырвется из воды, застав усыпленного водным покоем зрителя врасплох, и он опять не успевает рассмотреть мощный рывок из морских недр в звездную высь.

По аналогии с выставками одного шедевра можно назвать показ «Вознесения Изольды (световая форма в посмертном пространстве)» Билла Виолы в Stella Art Foundation выставкой фрагмента одного шедевра. Правда, в фонде подчеркивают, что ничего специально не затевали, просто показывают имеющееся у них произведение. Одну из частей большой видеоинсталляции, созданной Виолой для постановки оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в парижской Opera Bastille. Премьера пятичасового спектакля состоялась в 2005 году, через три года его концертную версию сыграли под управлением Валерия Гергиева в Санкт-Петербурге, полностью показав грандиозный видеоряд Виолы.

«Вознесение Изольды» — тот случай, когда по фрагменту полотна можно понять не только всю картину, но и самого художника. Его главные темы, приемы, стиль. Мировоззрение, наконец, — а у Виолы, как у каждого действительно большого художника, оно целостное, не ущербное.

Билл Виола начинал в середине семидесятых, когда видео было только техникой, и его естественно называть пионером видеоарта, хотя теперь чаще называют классиком. Среди ранних вещей, снятых когда у него не было денег не только на техническую лабораторию, но даже на статистов (и он снимал свою жену, или она его снимала), встречаются забавные. Но теперь, в год своего шестидесятилетия, Виола — исключительно серьезный и глубокий художник, не побоявшийся не только работать с великим искусством прошлого, но и заявлять о себе как о его продолжателе.

Предельная замедленность происходящего, стихии — вода и огонь — как место и обстоятельство действия, воспроизведение в видеоинсталляциях сюжетов классической, в основном ренессансной, религиозной живописи, размышление о границах бытия и потустороннем мире — основа и отличительные черты произведений Виолы последних десятилетий. В них нет места иронии и самоиронии, без которых современное искусство немыслимо, как искусство мастеров прошлого невозможно без благоговения и пафоса.

Такая серьезность обеспечена личным опытом художника, изучавшего различные духовные практики, и не зря — мистические переживания позволили ему творить настолько несуетно, что его заказчиком стала церковь (работы для собора Святого Павла в Лондоне), а его видео проецировали на алтари.

Виола очень дорогой художник, в Москве его показывают редко, фрагмент его шедевра — шедевр, так что показ «Вознесения Изольды» — событие.

упомянутые Художники