Место встречи выбирать не нам. Долгожданное возвращение живого классика, единственного советского художника, пробившегося в мировую элиту, отца-основателя московской концептуальной школы, на географическую родину все же состоится.
Но не в ту страну и не в тот город, которые он покинул в 1988 году. СССР больше нет. Москва не смогла сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Зато Государственный Эрмитаж совместными усилиями с партнером — музеем Соломона Р. Гуггенхайма — смог. Потому Кабаков едет в Петербург, чтобы открыть в самом продвинутом музее России выставку, сделанную специально для возвращения. Впервые на нашей родине проникнутый здоровым советским идиотизмом «Случай в музее» (на фото — рисунок к инсталляции). В менее роскошной обстановке, чем в здании Генерального штаба,— в любой другой российской сокровищнице — это произведение могли бы и не заметить из-за сурового реализма сказа о протекающих потолках и состоянии искусств в родимом отечестве. Городу революции придется кстати и «Красный вагон».
Выставка «Случай в музее и другие инсталляции» должна стать главной сенсацией лета, серьезной заявкой Эрмитажа на первый в стране настоящий Музей современного искусства. Две работы — «В шкафу» (1997) и «Туалет в углу» (1992) — условно русский и безусловно «наш» художник подарит Эрмитажу, но случай увидеть другие его «тотальные инсталляции» может представиться не скоро и, вероятнее всего, за пределами России.
Некоторым до сих пор улицы — кисти, а площади — палитры. Но искусство граффити, признанное уже и музеями, кто-то кое-где у нас порой считает социально опасным. Свободных же граффитистов принимают за хулиганов, правонарушителей, вандалов. Окончательно развеять это в корне неверное представление должна выставка, организованная в рамках проекта Института толерантности. Ничего страшного публика не увидит. Эскизы, разукрашенный забор вокруг библиотеки, фотографии с мест прежних выступлений — все как у настоящих художников, работающих с большой формой. Виртуозы баллончика — от 15 до 30 лет, многие с художественным образованием — люди общем и целом добропорядочные. Проблемы с милицией, дерзость и лихость остались за скобками выставки. Ведь есть много мест, где росписи не запрещают, а даже приветствуют, иногда и заказывают. В проекте участвует три группы. Одна из них, «Зачем?», хорошо известная в узких сетях интернета, выступает с идеологической программой — критикой общества потребления, и для того украшает все подвернувшиеся плоскости этим важнейшим вопросом. Две другие — «Rus.crew» и «Треп.crew» — сосредоточены на высокохудожественных материях и проблемах сохранения окружающей среды.