Пресса

Российский «Зеленый павильон» на 56-й арт-биеннале в Венеции обошелся в €800 тыс

Светлана Янкина, ТАСС / 29 апреля 2015 Российский «Зеленый павильон» на 56-й арт-биеннале в Венеции обошелся в €800 тыс

Венецианская биеннале — старейшая в мире, она существует с 1895 года и входит в ту же структуру, что Венецианский кинофестиваль

Проект «Зелёный павильон» художницы Ирины Наховой, с которым Россия претендует на «Золотого льва» 56-й Венецианской международной биеннале современного искусства за лучшую национальную выставку, обошелся в €800 тыс. Об этом ТАСС рассказала комиссар павильона России, глава фонда Stella Art Foundation Стелла Кесаева.

«Общий бюджет в этом году — приблизительно €800 тыс., на данный момент министерство культуры обещает перевести нам 10 млн рублей, то есть государство нам компенсирует чуть меньше четверти. Это будет фактически компенсация, так как, когда выделят деньги, мы точно не знаем», — рассказала Кесаева. Она уточнила, что такова стоимость организации выставки по предварительным данным, окончательный объем затрат станет ясен к концу биеннале.

Со своей стороны, в Минкультуры РФ ТАСС рассказали, что «субсидия оформляется соглашением, которое в настоящее время проходит согласование в структурных подразделениях ведомства».

«Сокращение финансирования в 2015 году вызвано сложившейся в стране экономической ситуацией и коснулось в равной степени и других мероприятий, реализуемых при участии Минкультуры», — уточнили в ведомстве.

Про биеннале в Венеции
Венецианская биеннале — старейшая в мире, она существует с 1895 года и входит в ту же структуру, что Венецианский кинофестиваль. Эта своеобразная «арт- олимпиада» состоит из основного проекта, а также десятка выставок, которые представители разных стран — от Маврикия до Ватикана — показывают в своих павильонах или же в параллельной программе биеннале. Ее главной темой по предложению куратора Окви Энвезора в этом году стала All the world futures (игра слов «Всё будущее мира», «Все фьючерсы мира»).

Как рассказала собеседница агентства, тема биеннале объявляется в начале года, когда уже вовсю идет работа над российским проектом — так вышло, что у «Зеленого павильона» с ней будет немало пересечений.

«Насколько я знаю, на основной выставке будут переплетаться давно созданные произведения с новыми, классики актуального искусства — с малоизвестными художниками из стран Африки и Азии. В павильоне России зрители тоже увидят исторический подход, социальные явления, оммаж /работа-подражание, жест уважения/ русскому авангарду», — пояснила Кесаева.

К слову, сам павильон — ровесник авангарда, он был выстроен на берегу лагуны в садах Джардини в 1914 году по проекту Алексея Щусева, автора Казанского вокзала и Мавзолея.

Павильон-хамелеон
Россия — одна из немногих стран, которая может показывать свои выставки в собственном павильоне — большинству приходится арендовать палаццо под свои проекты. Еще несколько лет назад историческая постройка в нео- русском стиле требовала серьезной реконструкции — помещения периодически заливало дождем, а косметический ремонт исправлял все только на время. В результате «Фонд поддержки выставочного павильона на Венецианской биеннале», созданный Минкультуры РФ совместно с Альфа-банком, восстановил павильон в максимально приближенном к историческому виде. Лишь стены остались охристыми, хотя первоначально, судя по архивам, они были зеленые — по венецианским законам, если здание простояло 50 последних лет в конкретном цвете, то таким оно должно оставаться и впредь.

«Нахова перекрашивает павильон из желтого в зеленый цвет и создает внутри пространства очень эффектную инсталляцию. Интересно то, что художница вначале предложила перекрасить павильон, а потом только узнала, что щусевский цвет был зеленым», — поделилась Кесаева. Детали проекта пока что не раскрываются. Известно лишь, что художественный замысел воплотится в видео, скульптуре и живописи.

«Что касается разрешения на перекраску, то мы его получали довольно долго, а в феврале уже даже немного нервно. В итоге из-за правил консервации перекрашивать стены павильона нам не разрешили, и мы обшиваем его гипсокартоном и красим фальшстены. Для постоянного изменения облика павильона нам надо было получить согласования не только в Венеции, но и в России. Мы уже это сделать не успевали», — рассказала комиссар.

По ее словам, в глубине души она надеется, что со временем павильон вернется к историческому цвету, но «надо посмотреть на него вживую».

Финал трилогии
В 2010 году, вскоре после назначения комиссаром павильона России, Кесаева сразу обозначила, что на ближайшие три биеннале его займут выставки московских концептуалистов. Сначала там показали проект «Пустые зоны», Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», его сменила «Даная» Вадима Захарова, пролившаяся на Венецию дождем из золотых монеток, теперь — «Зеленый павильон» Ирины Наховой.

«В 2011 году зрители узнали о том, что в СССР, еще при «железном занавесе», существовала группа «Коллективные действия» — художники устраивали перформансы, жили абсолютно свободно и дышали полной грудью в казалось бы закрытом советском обществе. В 2013 году публика ходила в наш павильон за аттракционом и очень лаконичным художественным высказыванием. В этом году проект будет по- женски чувственным», — отметила Кесаева.

Она рассказала, что в марте все национальные участники представляют свои проекты главному куратору Окви Энвезору — неожиданным для него может стать лишь «исполнение задуманного, масштаб проекта и его энергетика».

Кесаева завершает свои полномочия на посту комиссара российского павильона в Венеции, планирует сосредоточиться на пополнении коллекции Stella Art Foundation и вернуться к продвижению современного российского искусства на музейных площадках.

«Мне кажется, нам многое удалось. В первую очередь, мы показали, что Россия может представлять современное искусство очень уверенно и качественно, оно интересно международной публике. Нам есть чем гордиться», — сказала собеседница агентства. Кто будет назначен комиссаром павильона России на будущие годы, пока не известно, но в Минкультуры РФ намерены и впредь оказывать поддержку в реализации проектов на Венецианской биеннале.

упомянутые Художники