Пресса

Россия представила на Венецианской биеннале проект Вадима Захарова «Даная»

РБК / 29 мая 2012 Россия представила на Венецианской биеннале проект Вадима Захарова «Даная»


В этом году Россию на одном из важнейших форумов со­временного искусства — Венецианской биеннале представляет проект художника Вадима Захарова «Даная». Куратором же павильона впервые стал иностранец — Удо Киттельман, директор Национальной галереи Государ­ственных музеев Берлина.

Утром, когда национальные павильоны в садах Джардини только начали свою работу, попасть в российский было сложно, так много оказалось желающих. Однако провести некоторое время в очереди все же стоило: проект Вадима Захарова оказался актуальным, многоплановым и не лишенным чувства юмора.

В древнегреческом мифе царь Акрисий заключил свою дочь Данаю в подземный дом из-за того, что ему напророчили смерть от руки ее сына. Однако Зевс проник к ней в узилище, пролившись золотым дождем. Здесь зрители наверняка вспомнят об истории рембрандтовского полотна: в 1985 году его «Данаю», хранящуюся в Эрмитаже, облили серной кислотой и разрезали в нескольких местах.

«Три спутниковые антенны, одна лестница, одно седло, 50 кг арахиса, одна алтарная преграда, 200 тыс. монет, 2 тыс. зонтиков, одна пещера, один фонтан, одно ведро, один конвейер для монет, один стул для наказания любовью, одна роза, пять фотографий, одна леди, два джентль­мена, зрители». Такое описание встречает посетителей в первом зале павильона. Работа Захарова — это и материализация самого мифа о Данае, и одновременно его интерпретация в современных реалиях.

Так, на крыше стоят спутниковые антенны (они ни к чему не подключены), которые позволяют ловить информацию, что ведет к обогащению и обладанию ресурсами. А сам павильон поделен на мужской (наверху) и женский (куда мужчинам вход воспрещен) уровни. В первом зале зритель видит наверху, на балке, бизнесмена, сидящего в седле: он грызет орешки и время от времени подпирает рукой голову на манер роденов­ского «Мыслителя». Он напоминает о спикере пра­вления Deutsche Bank Хильмаре Коппере, который, говоря о банкротстве крупного владельца недвижимости Юргена Шнайдера, сказал, что это лишь peanuts, то есть «мелочь». Между тем «мелочь» в пересчете на нынешние деньги с учетом инфляции составляла 3,4 млрд евро. Но одновременно этот «бизнесмен» с орешками пародирует и сам миф о Данае.

В следующем зале, для того чтобы реализовать проект, пришлось пробить пол — получившееся пространство обрамляет алтарная преграда с подушками для колен. С крыши в отверстие падают золотые монеты достоинством 1 danae и оказываются на женском уровне. Там же, внизу, зашедшим женщинам выдают зонтики и разрешают взять несколько монет. Одну, чтобы оставить на память, а остальные — бросить в ведро, которое снова поднимет их наверх. На мужском уровне монеты принимает еще один бизнесмен и пересыпает на ленту транспортера, откуда они снова золотым дождем прольются вниз. Примечательно, что ведро стоит на снимке той самой пострадавшей от рук маньяка рембрандтовской «Данаи», сделанном через час после того, как случилась эта трагедия.

Многоплановая работа Вадима Захарова увлекает зрителей, которые непосредственно уча­ствуют в мифотворчестве и могут выбрать одну или несколько из предложенных трактовок. Будет ли это история о борьбе мужского и женского начал или же новая интерпретация мифа, в котором Зевс стал биржей, а Даная — антенной, принимающей информацию и, таким образом, вовлеченной в процесс обогащения. Или же это объемная история нынешнего мира, будто театральная пьеса, разворачивается на наших глазах при самом непосредственном нашем участии. В этом году проект российского павильона оказался как никогда актуален и востребован.

упомянутые Художники