Пресса

Москва собралась в чемоданы

Мария Семендяева, Коммерсантъ / 03 октября 2012 Москва собралась в чемоданы

Даже если владеешь китайским, дорогу к основному проекту XI Шанхайской биеннале в городе вряд ли будет у кого спросить. Это неудивительно, ведь всего несколько недель назад в том месте на берегу реки Хуанпу, где в 2010 году проходила всемирная выставка «Экспо-2010», не было ничего, кроме полуразобранных павильонов. Теперь здесь будет постоянный дом Шанхайской биеннале, а в промежутках между — Музей современного искусства. Шанхайская биеннале проводится с 1996 года, но лишь в этом году она приобрела более или менее международный характер. Тема биеннале — «Реактивация», и впервые за все годы кураторами приглашены иностранцы: теоретик искусства и философ Борис Гройс, директор Института современного искусства Уоттиса в Сан-Франциско Йенс Хоффман и директор Hanart TZ Gallery Джонсон Чан, хотя главным руководителем все равно остается китайский художник и куратор Цю Чжицзе. В этом году также впервые на Шанхайской биеннале показывают свои павильоны 30 городов со всего мира, включая Стамбул, Берлин, Мумбай, Дюссельдорф, Сан-Паулу, Лион и Москву. Большинство павильонов разбросаны по всему городу, а вот Москва и еще несколько других расположены там же, где и главный проект,— в здании бывшей электростанции.

Тема московского павильона — «Москва, населенная призраками». Это проект фонда Stella Art, куратор выставки — директор по развитию фонда Николай Молок. Москву представляют Анатолий Осмоловский с учениками, Дмитрий Гутов и Андрей Филиппов. Павильон поделен на три части — слева от входа пространство Анатолия Осмоловского и его подопечных студентов из Института «База», им же и основанного. Профессор Осмоловский поручил своим ученикам собрать музей в чемодан — буквально. Чемоданы, в каждом из которых своя экспозиция, расположены напротив знаменитых золотых танков Осмоловского. В центре, в двух раздельных комнатках, размещен проект Дмитрия Гутова о советском философе и искусствоведе Михаиле Лифшице, который критиковал модернизм и абстракционизм, основываясь на марксистско-ленинской теории. Дмитрий Гутов и Константин Бохоров создали в начале 1990-х годов «Институт Лифшица» как проект изучения элементов тоталитарного мышления в области искусства. Справа от входа расположен отсек Андрея Филиппова. Его работа «Веерное отключение» иллюстрирует откровение Иоанна Богослова «...небо скрылось, свившись как свиток»: подвижные бумажные веера открываются и закрываются, то показывая, то скрывая руку ангела со свитком. Другие две работы — двухместная гильотина, изначально носившая имя Аве, и подвешенные в воздухе двуглавые орлята из жести — намекают на российские политические реалии.

Четвертым художником должен был стать Юрий Альберт, но он отказался от участия по той причине, что китайские власти попросили изменить его работу «Московский выбор», получившую в прошлом году Премию Кандинского. По замыслу зрители должны отвечать на вопросы и опускать в прозрачные контейнеры листы бумаги с надписями «да» и «нет». Китайцам не понравились вопросы про то, «сказывается ли усиление цензуры и самоцензуры на качестве современного русского искусства» и «является ли тот факт, что никто из русских художников не протестовал против войны с Грузией, основанием для того, чтобы изменить ваше отношение к современному русскому искусству». Юрию Альберту предложили заменить вопросы или просто вычеркнуть, но он в ответ отказался выставляться в Китае. Не поехала и вторая его работа «Автопортрет с закрытыми глазами» — описание картин Ван Гога шрифтом Брайля, хотя была полностью отпечатана и готова. Возможно, в этом контексте будет некоторым цинизмом сказать, что московский павильон — самый просторный и вместительный из всех городских павильонов, но это так. Однако чем больше думаешь на эту тему, тем становится понятнее, что лучше представить китайцам Москву и не получилось бы. Ожидание апокалипсиса, запрет на честные вопросы, ценности в чемоданчике у двери — от всего этого веет такой самобытностью, что даже гордость берет.