Андрей Кузькин — самая яркая, серьезная (и чуть ли не единственная) находка 1-й Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?».
Увы, работы его видели немногие добравшиеся до переделанного в новорусский заказник пионерлагеря в Веретьево. Это досадное обстоятельство проект в Stella Art Foun-dation компенсирует как может. Прекрасные произведения, идеально вписавшиеся в пространство, конечно, не привезут, зато вдобавок к видео перформанса «По кругу» продемонстрируют документацию первой большой работы Кузькина — прошлогодние «Следы».
Расстелив на неделю белую ткань во дворе соседей в деревне Пустынь Ивановской области, художник сохранил следы существования окрестных жителей — их фотографии тоже входят в проект. Сохранив чужой след в жизни, логично было оставить и свой. В перформансе «По кругу» Кузькин ходил по густеющему тяжелому бетону, пока отпечаток его пути буквально не застыл. Сооружая памятник, себя не жалел, работал с внятным оттенком героизма — месить становилось все тяжелее, комары и мухи облепляли тело. От очевидно не вписывавшихся в сюжет напитков, предложенных разбалованными местными обитателями, художник отказался, ходил несколько часов — пока мог передвигать ноги, вытягивая тяжелеющие ботинки для следующего шага.
Хаим Сокол мучается не телом, душой. «Туда, не знаю куда» — еще одна серия стеклянных коробок-аквариумов со сценками чудовищной своей банальностью игры внутри. Ржавые, убогие, кое-как изготовленные крошечные человечки, их домики, машинки и прочее имущество — то ли забытая, в советском еще детстве потерянная игра в солдатики, то ли проработка сцен очередного блокбастера, то ли эхо недавно прошедшей войны, где снова что-то взорвали, разрушили, сломали. Не по злобе, а потому, что по-другому не можем — не мы такие, земля такая.