«В современном российском искусстве наметилась отчётливая тенденция — создавать странные художественные объекты, которые находятся где-то между изобразительным искусством и несуществующим культом» — такими словами формулируют организаторы идею выставки «Мавзолей бунта». Их тезис иллюстрируют работы девяти молодых художников. Причём, для большинства авторов эта выставка — дебют. С двумя её участниками — Сергеем Огурцовым и Алисой Иоффе — познакомились «Новости культуры».
Сергей Огурцов создает эфемерные памятники героям европейской интеллектуальной истории.
В пантеоне Огурцова всего восемь персонажей. Кроме Домаля — Арто, Батай, Хайдеггер. Это к его выражению — «язык — дом бытия» — отсылает общее название серии — «Домики бытия».
Сергей Огурцов, художник: «Дом, сделанный из книги, не может быть домом бытия, он только домик».
Проигнорировав уменьшительный суффикс, Анатолий Осмоловский отобрал «домики» Огурцова для выставки «Мавзолей бунта» и нашел для них внушительное название.
Анатолий Осмоловский, художник и куратор: «Уно-монументал — немонументальная структура. Книга, это такая вещь, которая разваливается».
От развала произведения Сергея Огурцова спасет философский фундамент. В видео с хайдегирианским названием «Горизонты события» — горизонт образуют идущие навстречу друг-другу люди. В другой работе — знаки бесконечности выписывают змейки сантиметров.
Если Сергея Огурцова занимает вопрос: как выразить пластически формы общих знаний, то Алису Иоффе — совсем другие материи. Вот она в мастерской машинной вышивки. Проверяет, как выглядят на черном льне узоры с денежных купюр.
Денежные узоры Алиса многократно увеличивает и повторяет, но со сбоем. В каждой полосе есть фрагмент, где узор распадается. Этот распад и выражает социально-критическую позицию художника. А собственно художническая оптика — в самом внимании к незначительным, мелким, но очень влиятельным знакам, что окружают нас в повседневной жизни.
Алиса Иоффе, художник: «На деньгах узоры, которые незаметны, но являются гарантией подлинности купюры».
В предыдущем проекте ее занимал узор, окаймляющий фотографию в паспорте. Как и денежные узоры, Алиса воспроизводила его вышивкой по ткани. А куратор выставки «Мавзолей бунта» Анатолий Осмоловский увидел в транспарантах Иоффе адекватное выражение коллективного бессознательного.