В этом году козырные титаны светской жизни предпочли экономическому форуму в Санкт-Петербурге венецианскую выставку достижений концептуального хозяйства. В водоворот светской канализации затянуло Влада Доронина и Наоми Кэмпбелл. Даша Жукова и Роман Абрамович устраивали для художников и арт-пройдох ланч на палубе Pelorus. Три из пяти мегаяхт, стоявших возле садов Жардини, были зафрахтованы русскими. С подробностями — обозреватель «Известий».
Венецианская биеннале всегда была горячей точкой на карте международной светской жизни. Однако олигархические соотечественники долго «не секли фишку». В этом году наши главные игроки на рынке тщеславия выставили себя на биеннале. И Венеция наряду с Куршевелем и матчами «Челси» стала официальным тусовочным местом номер один. К садам Жардини, где находятся павильоны биеннале, пришвартовалась мегаяхта Александра Мамута. Вслед за ней встали «питерские». У Санта-Мария делла Салюте высились яхты Франсуа Пино и Алана Манукяна. Лодка Абрамовича Pelorus не прошла в Гранд-канал, и ее пришлось ставить на выселках.
Прибывшие богатые и знаменитые расселились по трем самым дорогим венецианским отелям — «Чиприани», «Баглиони» и «Бауэр». В самом «кучерявом» из них — в «Баглиони» — не было горячей воды. Консьерж сообщал, что у них такое первый раз, но глаз у него при этом странно дергался. За ланчем на террасе «Бауэра» оценивали готовность друг друга к биеннале финансист Марк Гарбер и олигарх Шалва Бреус. Главный редактор Алена Долецкая утюжила недобрым взглядом светских львиц Ульяну Цейтлину и Владу Садовскую. Вечером в «Баглиони» чаевничали миллиардерша и галеристка Марианна Сардарова с Вероникой Боровик-Хильчевской и арт-куратором Петром Аксеновым. А в «Чиприани» справляла день рождения модельер Алена Ахмадуллина (говорят, ее поддержали «форбс» Даниил Хачатуров и его супруга).
Увертюрой к светской жизни биеннале послужили прием основателя фонда Stella Art Fondaution Стеллы Кесаевой и выставка из коллекции фонда в палаццо Ка’Реццонико. На фоне биеннальской требухи работы Кабакова под соусом Розенталя, Звездочетова и графика Бахчаняна смотрелись по-взрослому.
Муж галеристки «форбс» Игорь Кесаев показывал экспозицию министру культуры Александру Авдееву. Поодаль прогуливались поэт Евгений Бунимович и скульптор Зураб Церетели. Прямо перед началом концерта появился культуртрегер Александр Мамут с друзьями. Один из них попытался свинтить при первых звуках скрипки, но подвергся такой безмолвной укоризне, что весь концерт просидел не шелохнувшись.
Оркестру Мариинского театра пришлось прибыть в усеченном составе — пол палаццо выдерживал только двадцать человек. Но даже в укороченном формате это был единственный жест, созвучный Венеции и сопоставимый с ее культурным масштабом. Гергиевский оркестр играл недолго, но за это время художник Александр Пономарев успел сделать маленькие наброски в блокнотике легендарного куратора Ника Ильина, много лет работавшего в Музее Гуггенхайма. Господин куратор вовремя подсунул художнику блокнотик, вовремя убрал его, и в итоге у него в кармане оказались отличные наброски.
«Потом продам», — как бы пошутил господин Ильин. «Хитрый черт», — решили новички биеннале. «Еще бы, — ответили им старожилы, — столько с арабов получить...» На другой день в Музее Гуггенхайма был прием эмирата Абу-Даби, который решил создать у себя четыре крупнейших музея современного искусства и вкладывает в это дело миллиарды. На этот каравай щелкали пасти многих кураторов, однако добыча досталась самому хищному игроку — Нику Ильину.
Зять экс-президента Украины Леонида Кучмы миллиардер Виктор Пинчук и его супруга Елена Франчук ушли сразу после концерта, а остальные гости госпожи Кесаевой расселись за столы. Хозяйка ужинала в компании дирижера Валерия Гергиева и министра Авдеева.
С утра к разумному, доброму и вечному продолжили приобщать Александра Авдеева. Культура инсталляций ринулась навстречу министру в виде детского гробика, набитого какой-то требухой. Взрослый гробина был наполнен более глубоким содержанием — из него восстала девушка, встала ступнями в тарелки и принялась елозить их по полу.
«Вот была бы концепция, если б они нарочно подгадали: министр идет? — Выноси!» — заметили в толпе. «А в гробу Шерлинг. Случайно назначенный ректором РАТИ и тут же ликвидированный», — ответили острословы.
Министр вдумчиво и серьезно обошел павильоны биеннале. Путь к сердцу ценителя лежит через голову, и потому все арт-деятели загадывали ребусы. (Кто не разгадает, тот лошина.)
На открытии русского павильона сказал речь Петр Авен — он вложил немало средств в реконструкцию щусевского павильона.
На другое утро Даша Жукова устраивала бранч на яхте Pelorus. Среди гостей были русские кураторы Иосиф Бакштейн, Ольга Свиблова, Айдан Салахова и Ник Ильин, дочь шейха эмирата Шарджа, художники Илья и Эмилия Кабаковы. Забежавший на огонек Александр Мамут рассказал о своих проектах поддержки галерей на Стрелке. А Роман Абрамович объяснил происхождение названия Pelorus — это какая-то редкая порода дельфинов, а вовсе не замаскированная любовь к Белоруссии, как полагали гости.
За день до бранча господин Абрамович и госпожа Жукова гуляли по русскому павильону в сопровождении Ольги Свибловой. И говорят, Роман Абрамович нашел, что в прошлый раз было лучше. (Вероятно, два года назад во время биеннале транслировался интересный футбольный матч.)
Успехом у богатых и знаменитых пользовалась выставка в палаццо Фортуни под названием Infinity — «Бесконечность». «Художник начинает делать набросок, и вдруг — все прерывает, встает и уходит. Потому что настоящее искусство бесконечно», — восторженно рассказывал коллекционер из Монако.
«А олигархи начинают переводить деньги и вдруг р-р-раз — обрывают транзакцию. Потому что расставание с деньгами тоже бесконечная история», — предположила светский обозреватель «Известий».
Один из венецианских дворцов был затянут портретом Владимира Кличко с золотыми роликами в руках. Лицо боксера величиной с фасад будоражило проплывающих гостей. Выяснилось, что украинский художник Илья Чичкан предложил Кличко стать куратором украинской выставки, потому что он тоже работает руками. (Видимо, отправляет в нокаут тех, кто «не втыкает» в современное искусство. Как пел рэпер Сява: «Не читал Бальзака? — По хлебалу на-ка!»)
Украинский прием от Pinchuk Art Centre давали в палаццо Попадополи. На входе стоял хабалистый персонал, чью манеру общения гости приняли было за хамство, но оказалось, что это украинский колорит. Со стороны кажется — тебе чуть ли не в рожу плюют, а на самом деле — у них и в мыслях не было, просто на юге Украины так разговаривают.
Виктор Пинчук — большой любитель прекрасного, и «вытребеньки», то есть, простите, концепции, впечатляли. Дамы в танкетках вязли в песчаном полу. Сквозь дымовую завесу гости были едва различимы. Когда же дымы порассеялись, в зале обнаружилась любопытная селективность: Наоми Кэмпбелл и Владислав Доронин, приехавшие с семьей Байбаковых, и в то же время — синьоры из общества, которые в Москве стопроцентно дискредитируют статус события: второстепенные арт-проходимцы и залетные PR-менеджеры. Больше же всего поразила стайка девчонок в очень коротких золотых и серебряных юбчонках а-ля сочинская набережная. Очень быстро уехали олигарх Шалва Бреус и финансист Марк Гарбер.
Угощали борщом, наливали водочку. Палаццо Попадополи тут же переименовали в палаццо Попандопуло. Вся эта «свадьба в Малиновке» гульбанила под Верку Сердючку: «А я иду такая вся в Дольче энд Габбана. / Я иду такая вся, а на сердце рана. / Слезы душат-душат, я в плену обмана. / Но иду такая вся в Дольче энд Габбана...» В конце вечера гости стали скандировать: «Пинчук, Пинчук...» Покинуть «кирдык в Вэнэции» было непросто — водное такси не справлялось с аншлагом.
Миллиардеры Леонид Фридлянд и Фаваз Груози в сопровождении Ульяны Цейтлиной отправились осматривать субмарину, которую российский художник Александр Пономарев установил рядом с соседним дворцом. До яхты господина Фридлянда компания решила доплыть в гондоле. Когда лакированный челн выплывал из-за субмарины, поющей голосом Утесова, подводная лодка оплевала пассажиров конкурирующего плавсредства водой — из нее бил фонтанчик. К тому же гондола чуть не перевернулась — к вечеру поднялись большие волны. И если бы миллиардеры и их спутницы утопли, то это был бы верный перфоманс «Смерть в Венеции-2», ибо чем случайнее, тем вернее. Тем не менее Посейдон в обличии Леонида Фридлянда все-таки взял свою кровавую дань. При посадке на лодку господина Фридлянда в воду сорвался корпулентный Ник Ильин и чуть не утоп.
В последний день биеннале в саду за домом бывшего почетного консула России в Венеции Альберто Сандретти устраивали русскую вечеринку. В очереди за морскими гадами были замечены художница Александра Вертинская, галеристка Александрина Маркво с олигархом-light Александром Сенаторовым. В гуще глициний обнаружился художник Андрей Бильжо. Ближе к ночи гости разбрелись по афтепати. Магнатов с развитым чувством прекрасного облепили арт-пройдохи и с жаром их «работали» — убеждали, что они избранные ценители современного искусства.