«Русские захватили Венецию», «русское нашествие». Именно так описывают западные журналисты открывшуюся 53-ю биеннале современного искусства. В таком большом количестве российских миллиардеров и художников в Венеции, действительно, никогда не видели. И если огромная яхта Романа Абрамовича в гранд-канал не прошла, то это смогла сделать российская подводная лодка.
Всплывшая в центре города подводная лодка с красной звездой на рубке — сегодня это, пожалуй, самый часто фотографируемый в Венеции объект. Списанное советское оружие художник Александр Пономарев снова поставил на боевое дежурство. Однако теперь субмарина демонстрирует силу искусства и стоит на защите художников.
Александр Пономарев, художник:
«Если кто-то, предположим, не хочет открывать музей современного искусства, то мы подгоняем специальный флот, который начинает двигать перископами, локаторами, мол, надо открывать»
Финансирует строительство флота Стела Кесаева. Жена российского миллиардера Игоря Кесаева, начав собирать личную коллекцию, так увлеклась, что основала и возглавила фонд современного искусства имени себя.
Стелла Кесаева, Президент Stella Art Foundation:
«Я как бы так глубоко внедрилась в это, что не могу себе представить жизнь без этого. И поэтому мне нравится все, что я делаю, я люблю художников и стараюсь делать для них все самое лучшее, чтобы они стали известны»
На биеннале Stella Art Foundation представляет еще несколько проектов. Это и перфомансы Московского поэтического клуба — российские художники иллюстрируют стихи читающих поэтов.
И выставка современных российских художников под названием «Этот смутный объект искусства» из коллекции фонда. Для «безмозглой твари» Дмитрия Гутова, «Цезаря в бескозырке» Бориса Орлова, «голой правды» Вагрича Бахчаяна были арендованы залы одного из красивейших венецианских палаццо Ка`Реццонико.
Полотна, проверенные веками, и работы художников новейшего времени. Так не было задумано. Просто биеннале — это такой период в жизни Венеции, когда традиционному искусству приходится потесниться.
И не только ради Маркса и Энгельса Комара и Меламида. На открытие выставки хозяева вечера пригласили оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева — сыграть для узкого круга избранных представителей художественной и бизнес общественности. Хотя сидевшие рядом с Александром Мамутом господа откровенно скучали, министр культуры России высоко оценил тягу неофитов к прекрасному.
Александр Авдеев, министр культуры РФ:
«Вот именно в кризисные моменты, в периоды экономических сложностей надо больше думать о культуре и вкладывать в культуру»
Вот и неизвестный художник о том же. На воздушных шарах он поднял плакат-обращение к французскому миллиардеру Франсуа Пино, открывавшему напротив свой новый музей: «Господин Пино, пожалуйста, купите мои работы». Похоже, что к следующей биеннале такие просьбы будут писать уже по-русски.