Большинство столичных кураторов, галеристов и художников сейчас заняты подготовкой к грядущей III Московской биеннале современного искусства. По количеству приглашенных художников (таких как Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, Брацо Димитриевич, Аниш Капур, Вик Мюнис, Клод Рюто) и специальных проектов столичная биеннале явно идет на рекорд.
Одними из первых свой «арт-ответ Чемберлену» приготовили в Stella Art Foundation. Сразу на двух площадках открылся совместный проект Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова — группы «Купидон». Свои арт-стрелы трехликий теперь бог любви будет рассылать на Мытной улице и в Скарятинском переулке до 9 ноября.
Название выставки «Show and tell. Художник и его модель» сообщает о том, что три совсем разных художника объединились для того, чтобы представить собственную художественную модель, которая, как детский конструктор, легко собирается из индивидуальных моделей искусства Альберта, Скерсиса и Филиппова. Три ветерана московского концептуализма в абсолютно юношеском порыве объединились в группу с игривым названием, вспомнили юность творчества и придумали проект, который не только возвращает зрителей во времена рождения этого самого концептуализма, но и отсылает дальше по спирали истории искусства.
Тут стоит помнить: концептуализм подразумевает, что никакая идея ничего не символизирует, а предлагает только разбудить фантазию. Поэтому среди представленных работ есть пруд Андрея Филиппова, отсылающий к «Кувшинкам» Моне. И в этом пруду с «темными водами» плавают горящие цветы газовых конфорок. Есть беспрестанное исследование творчества у Юрия Альберта, где он упоминает то Ван Гога и Коро, видевшего во сне «ландшафт с совершенно розовым небом», то Барнетта Ньюмена (работа Альберта называется так же, как и известного абстракциониста: «Кто боится красного, желтого и синего?»). Таким образом, общая инсталляция выходит за границы творчества только трех художников.
Удивительно, но составные части единого удается определить не с первого взгляда. В зале на Мытной на берегу пруда стоят «исповедальные кабинки» Виктора Скерсиса, поначалу воспринимаемые как продолжение пруда, в которые никак не пробраться, но можно заглянуть, оценив по достоинству угол зрения художника. А в Скарятинском представлены работы Скерсиса разных лет, которые вместе неожиданно кажутся составленной многочастной инсталляцией. Тройственный союз Альберта, Филиппова и Скерсиса звучит не унылым хором, но стройной полифонией.