Пресса

Эзотеричное, плотное и русское искусство

Kathimerini / 25 октября 2009 Эзотеричное, плотное и русское искусство

(перевод с греческого)

Российская коллекция произведений современного искусства. Частная и молодая. Фонд Stella Art (год основания — 2004) блистал на последней Венецианской биеннале, занимая знаменитый дворец Ca’ Rezzonico, представляя отборные части своей коллекции рядом с выставкой знаменитой коллекции Пино. Эта самоуверенность российского фонда была в значительной степени оправданной: экспозиция в венецианском дворце увенчалась успехом.

В чем же, судя по тому, что мы видели в Венеции, а теперь и в Салониках (в здании Образовательного фонда Национального банка на ул. Василиссис Олгас), реальное своеобразие данной коллекции? По нашему мнению — в ее «русскости». Хотя в ней имеются и работы знаменитых западных художников, таких как Роберт Мэпплторп, Алекс Кац, Спенсер Туник, Джозеф Кошут и других, ядро и силу коллекции составляют произведения наиболее значительных российских художников сегодняшнего дня.

Олег Кулик, Илья Кабаков, Игорь Макаревич и целая плеяда других художников из России и других бывших советских республик представлены зрелыми работами, корни которых лежат в разнообразных и во многом уникальных традициях российского искусства, от неисчерпаемого богатства авангарда эпохи революции до длительной традиции российского лиризма и московского концептуализма 70-х годов.

Куратор выставки «Subjective Visions» Талия Стефаниду отобрала из коллекции Стеллы Кесаевой исключительные произведения и мастерски разместила их в эклектичном здании Образовательного фонда Национального банка — бюргерском доме с небольшими комнатами и обильным декором. Размещение работ , с интенсивным использованием светотени и независимыми тематическими комнатами, которые, тем не менее, общаются — либо по контрапункту, либо продолжая друг друга — напомнило нам выставки произведений современного искусства в венецианских дворцах, столь «плотно» декорированных и самодостаточных. Здесь окружение тоже не давило на произведения, а принимало их в себя и подчеркивало их наиболее интересные черты.

Проходя по молчаливому дому, хранящему воспоминания из богатого еврейского прошлого Салоник, вы встречаетесь с «плотными» и эзотеричными работами, настраивающими на размышления — с работами, демонстрирующими жизненную энергию, глубину и охват сегодняшнего российского искусства.