Накануне открылся и российский павильон. За первые же часы работы его посетили несколько тысяч человек. Главный художник нашего павильона — Андрей Монастырский, один из гуру концептуализма, основатель группы «Коллективные действия».
«Я хотел, прежде всего, показать художника, который прошел довольно длительный путь с середины 70-х годов до нашего времени. Прошел очень последовательно. Андрей всегда был очень независимой фигурой», — говорит куратор Российского павильона Борис Гройс.
Деревянные нары некоторые посетители воспринимают как полки для хранении сыра и вина. Не все итальянцы знают, что такое ГУЛАГ и массовые репрессии.
«Я просто апеллировал к историческому концепту России и Советского Союза, который, мне кажется, очень актуальным, потому что инерция нашей жизни и политическая инерция и общественная, нравственная инерция, эстетическая — она очень зависит от этих нераскрытых, неосознанных темных масс. Вот этого прошлого», — рассказывает Андрей Монастырский.
Всего на биеннале будут представлены 89 стран, а сама Венеция почти на шесть месяцев превратится в огромный аттракцион. Например, в американском павильоне банкомат приветствует каждого, кто снимет большую сумму, торжественной органной музыкой. У входа — танк, превращенный в тренажер. Но цель форума современного искусства, утверждают кураторы Биеннале — не просто шокировать зрителя, а подтолкнуть его к размышлению.
Официальный старт Венецианской биеннале будет дан завтра. Но многие национальные павильоны уже распахнули свои двери для экспертов и прессы. Рассказывают «Новости культуры».