Биеннале современного искусства, которая в этом году проходит под девизом «ИЛЛЮМИнации» (ILLUMInations), три дня проработала для специалистов, а в субботу открывается для широкой публики и будет работать до 27 ноября, передает корреспондент РИА Новости.
У названия экспозиции, по словам куратора Биче Куригер, множество трактовок, и одна из них — высвечивание мировых тенденций в художественной ООН. В выставке принимают участие 89 стран, от старожилов — Англии, Франции, России — до дебютантов, Индии и Конго. Практически до последнего момента по вполне понятным причинам было не ясно, смогут ли привезти свои проекты Египет и Япония, но теперь павильоны этих стран пользуются повышенным вниманием.
Надпись в египетском павильоне, сообщающая о художнике-участнике Ахмеде Басиони, дополнена годами жизни — «1978-2011». Видеодокументация его прошлогодней акции «30 дней бега в пространстве» сопровождается съемками январских беспорядков, которые художник вел на каирских улицах, где и погиб.
Тема конфликтов — военных и не только — всплывает на нынешней биеннале постоянно. На входе в сады Джардини, где располагаются национальные павильоны, журналистам раздавали сумки с надписью «Свободу Ай Вэйвэю» и призывом присоединиться к интернет-петиции. Китайский художник, только что избранный почетным членом британской Королевской академии художеств, с апреля содержится под стражей по обвинению в уклонении от уплаты налогов.
У павильона США установлен перевернутый вверх гусеницами танк с беговой дорожкой, по которой раз в час бежит спортсмен, тем самым приводя гусеницы в действие. Из-за этого в Джардини периодически стоит неприятный металлический скрежет, который доносится и до павильона России, находящегося от источника шума на приличном расстоянии.
В нашем павильоне показывают проект «Пустые зоны». В результате сотрудничества художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» с куратором Борисом Гройсом там появились настоящие сваи, вытащенные с разрешения местных властей из венецианских вод, и нары — русский ответ американскому минимализму. В целом же экспозиция рассказывает об отечественном концептуальном искусстве, которое, несмотря на железный занавес, развивалось у нас в стране параллельно с мировым.
Международный основной проект биеннале, который раньше занимал только старинный Арсенал, теперь стал ближе к национальным выставкам. В Джардини белый Центральный павильон видно издалека — на нем американец Джош Смит гигантскими синими буквами, напоминающими граффити, вывел лозунг биеннале, а у входа выстроен лез из белых флагштоков, покосившихся и лишенных флагов — это проект «Фантазия» живущей в Швейцарии марокканки Латифы Эчахч. Над входом в павильон мерцает световая инсталляция Филиппа Паррено, а внутри, за несколькими кордонами охраны, выставлены три полотна Тинторетто из близлежащих музеев и церквей. Художник Чинквеченто был помещен куратором к современным авторам за свою светоносность, дабы задавать тон и доказывать преемственность поколений.
Посетители, которые не сразу разберутся, что сидящие аккурат над Тинторетто голуби — шутка Маурицио Каттелана, известного своими натуралистичными скульптурами, могут серьезно начать возмущаться. В юмористическом же ключе тему света на главной выставке продолжают восковые объекты швейцарца Урса Фишера: у интеллигентного вида мужчины в очках в голове горит свеча, постепенно оплавляющая его фигуру, а напротив стоит гигантская восковая же реплика «Похищения сабинянок» Джамболоньи.
Кураторское нововведение этого года — архитектурные парапавильоны: один художник придумывает конструкцию, которая должна приютить работы другого. Всего таких построек четыре; например, вывернутая наизнанку кухня австрийца Франца Веста, обладателя почетного «Золотого льва» нынешней Биеннале, вывела в свет видео, скульптуры и картины нескольких десятков авторов, размещенных на фоне стен с бойкими зелеными росчерками.
Еще одним обладателем почетного «Золотого льва» стала американка Элен Стюртевант, а другие победители — авторы лучшего национального павильона и лучшего кураторского проекта — будут названы в субботу.
Венецианская биеннале была создана 116 лет назад, однако только в 1999 году обрела нынешний вид: основной экспозиции отдана территория Арсенала, национальные проекты размещаются в садах Джардини и исторических зданиях по всему городу, а в дополнение к основной программе происходит параллельная, в этом году состоящая из 45 проектов, созданных независимыми кураторами и музеями по согласованию с биеннале.