Пресса

Вспомнить не все

Сергей Хачатуров, Московские новости / 14 июля 2011 Вспомнить не все

Мероприятие это загадочное и странное. Существует жанр «выставка одной работы». В данном случае получилась выставка одного воспоминания о масштабной работе многих великих людей.

Начнем с предыстории. В далеком 2005 году в парижской Опере Бастилия оркестр Мариинского театра, маэстро Гергиев и солисты исполняли оперу Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Сценографию осуществлял великий американский видеоартист Билла Виола. Руководитель Stella Art госпожа Кесаева помогла привезти постановку в 2008 году на фестиваль «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербург. В общем-то сейчас нам показали красивую капельку, опрокинутую из той полноводной вагнеровско-гергиевско-виоловской чаши. Экспозиция длится 10 минут 25 секунд.

В зале светится лишь один узкий экран, в котором блестит вода. Сквозь ее толщу пробивается драгоценный лазурный луч. Луч ярче и ярче. Внезапно в глубине экрана появляется облаченное в искрящиеся одежды тело женщины. Появляется с тем, чтобы вихрем пронестись на зрителя и тут же взмыть вверх. Свечение воды слабеет. Экран гаснет. Все.

Женщина — Изольда. Ее образ, великой страстной возлюбленной, вдохновил Виолу на этот световой и стихийный (во многих смыслах!) эксперимент. Понять, как с этим сопрягались другие образы музыкальной драмы Вагнера, как выстраивалось пространство всего огромного «Проекта Тристан» Билла Виолы, невозможно. Сегодня это действительно выставка одного воспоминания. Нам позволили к нему сделать драгоценное прикосновение. И потушили свет.

упомянутые Художники