Пресса

#Арт-обзор 18.02-25.02.21

Ольга Серегина, Cabinet de l’Art / 18 февраля 2021 #Арт-обзор 18.02-25.02.21

25.02.21. Фонд Stella Art Foundation представил персональный проект скульптора Алексея Панькина. В экспозиции выставки «Дом родной ему песенка о майском жуке» представлены 12 новых скульптурных работ.  Название выставки – цитата из творчества немецкого поэта Пауля Целана (1920–1970). В стихотворении книги «Роза никому» (1963) Целан отсылает к немецкой фольклорной песне XVII века.  Алексей Панькин работает с разнообразными материалами и их комбинациями, при этом его излюбленным материалом является дерево. Выставка работает до 16.05.21.

Блиц-интервью Алексея Панькина для Cabinet de l’art

Ольга: Алексей, я обычно ни только не люблю вопросы «что художник хотел сказать?», но и подробное объяснение этого в кураторских текстах. Но название вашего нового проекта, очевидно все 12 работ создавались вами именно как единый проект, довольно необычно. И, хотя Пауль Целан был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1969 году, и считается одним из значимых и хорошо исследованных поэтов двадцатого века, не уверена, что его произведения у всех на слуху. Так как же родилось это название проекта? И почему?

Алексей: Когда появился «чёрный» том Целана, в голове сразу застряла фраза «Дом родной ему песенка о майском жуке». Это одно из притягивающих и вдохновляющих событий, которые и дают мне возможность заниматься скульптурой. Вероятно, тревожащий эффект этой фразы заключается в крайней степени отчаяния (речь идет о старинной детской песне об ужасной войне). Эта крайность позволяет эволюционировать до жизни внутри грезы. Внутри окончательного бастиона. Запретить существовать человеку в этом месте можно, только лишив его жизни.  И к этой выставке фраза хорошо подошла, потому что работы стали менее размашистыми, скажем так, их построение перевелось на внутренний план. А Целан кроме всех его достоинств еще и вплотную приближается к сверхзадаче по выталкиванию человека из сфер автоматического предзаданного действия.

Ольга: Вы называете главным источником своих художественных интересов «вопросы генеалогии телесности, долгую историю представлений о теле». Наверное, речь идет о систематическом накоплении поколениями сведений о происхождении, преемственности понимания, ведь в более широком смысле генеалогия – это наука о родственных связях. Если говорить об античных нормативах – то это явное воспевание женского и мужского тела, телесность всегда несла в себе информацию о гендере. А что вы думаете о том, что сейчас очень широко укрепляется идея небинарных людей, идет разговор о гендерно-нейтральном обществе людей, которые не хотят идентифицировать себя ни как «мужчина», ни как «женщина»? Как вы думаете это будет развиваться дальше и гендерно-нейтральное общество сменит традиционную бинарную систему?  Затрагиваете вы гендерную тему в своем творчестве?

Алексей: Тело настолько близко и непонятно, что его, наверное, можно увидеть и почувствовать только через искусство. И очень интересно, как в искусстве появляются разные тела: живые и мертвые, голые, спящие, одурманенные, влюбленные. Как эти конфигурации претерпевают постоянное возвращение и взаимовлияние, как переживают пышную пресыщенность и как терпят лишения абстрагирования. Я гендерную тему не затрагиваю, обычно для меня пол скульптуры не важен. Например, друзья могут обсуждать женские признаки в какой-то работе, а это как раз скульптура, в которой я «вспоминаю» давно умершего отца (смех)..Конечно, то, что сейчас происходит, очень классно для оздоровление вида. Я за движение в сторону «становления женщиной»! За пребывание в слабом мерцающем теле! И против перенимания политик и целеполаганий «узурпаторов».

упомянутые Художники