Для тех, кто очень хотел последние несколько лет выбраться на Венецианскую биеннале и посмотреть русский павильон, но так и не смог, заработала выставка «Желтый желтый зеленый» в Stella Art Foundation.
Выставка-документация разделена на три пространственные зоны неслучайно — ровно три проекта в Венеции представил фонд поддержки культуры Stella Art Foundation, начиная с 2010 года, когда приказом Министерства культуры президент фонда Стелла Кесаева была назначена комиссаром Павильона России на Венецианской биеннале 2011, 2013 и 2015 годов. В названии выставки указаны цвета павильона в соответствии с годами, вот и получилась последовательность — желтый, желтый, зеленый. Представленные видео, фотографии и объекты, связанные с венецианскими проектами, каталоги выставок, тексты, статьи журналистов, побывавших на биеннале — все это помогает воссоздать атмосферу, царившую в русском павильоне в разные годы.
В 2011 году Россия представила проект-архив «Пустые зоны» концептуалиста Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», а куратором российской выставки стал Борис Гройс. Из-за наличия нар в главной инсталляции проекта многие тогда искали в ней политический подтекст. Но Борис Гройс такую трактовку отвергал и утверждал, что это русский ответ американскому минимализму, например, скульптору Дональду Джадду. Настоящие венецианские сваи весом 250 килограмм каждая, закрепленные настоящей же цепью, ставшие тогда хитом русского павильона, теперь можно увидеть в пространстве фонда.
Прямиком с биеннале 2013 года, которая прославилась тем, что куратором основного проекта тогда был самый молодой в истории Биеннале деятель 39-летний Массимилиано Джони, приехали оставшиеся монеты с невероятно красивого проекта «Даная». Эти монеты падали с верхнего этажа на женщин, прогуливающихся под «золотым дождем» с большими зонтами. Монеты эти можно было собирать и относить к конвейеру, который запускал процесс заново. Стоит ли говорить, что почти каждый стремился хотя бы одну монетку забрать себе на память. Именно в этот год для инсталляции в полу второго этажа прорубили огромное окно. Много лет художники жаловались, что Щусев построил здание, абсолютно непригодное для демонстрации современного искусства. Этот радикальный жест положил конец всем этим разговорам.
Нынешняя биеннале включала значительное число персональных выставок художников-женщин в национальных павильонах, Россия не стала исключением и привезла Ирину Нахову. Более того ее проект «Зеленый павильон» стал первой персональной выставкой женщины-художника за всю столетнюю историю российского павильона и венцом целой серии выставок московских концептуалистов. В 1930 годы павильон в садах Джардини покрасили светлой краской, Нахова решила выкрасить его в темно-зеленый цвет под стать окружающей его флоре. Потом уже выяснилось, что именно этот цвет был изначально присущ архитектурному шедевру Щусева в неорусском стиле. И хотя сама Нахова открещивается от диалога с «Красным павильоном» Ильи Кабакова, о нем вспоминается в первую очередь.
Именно в период комиссарства Стеллы Кесаевой многое с русским павильоном случилось впервые — произошел отказ от практики групповых экспозиций в пользу монографических проектов, все художники активно работали с непростым устройством архитектуры Щусева, автора Казанского вокзала и мавзолея в Москве. Более того, во всех трех случаях комиссар выбирал художника, а тот, в свою очередь, — куратора. Все выбранные художники — Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия», Вадим Захаров и Ирина Нахова — ведущие представители школы московского концептуализма. В случае с Захаровым первый раз в истории русский павильон курировал иностранец — немец Удо Кительман, близкий друг Вадима.
Уже известно, что следующая, 57-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет в Венеции в 2017 году. Однако, кто станет комиссаром павильона России и какой национальный проект будет представлен, пока остается в тайне.