Пресса

Во власти «Метаморфея»

Анна Толстова, Коммерсантъ / 17 января 2012 Во власти «Метаморфея»

В Stella Art Foundation проходит выставка «Метаморфей», очередная хулиганская вылазка творческого объединения «Купидон», под крылышками которого безобразничают три мэтра московского концептуализма Юрий Альберт, Виктор Скерсис и Андрей Филиппов. В сны «Купидона» погрузилась АННА ТОЛСТОВА.

Юрий Альберт, прославившийся работами серии «Я не...», в которых чистосердечно признавался, что он не Уорхол и не Джаспер Джонс, но при этом без зазрения совести заимствовал манеру вышеназванных товарищей, на сей раз выступил в жанре «Я не Младен Стилинович». Один из классических опусов хорватского концептуалиста, ехиднейшего критика системы производства современного искусства, назывался «Художник за работой»: фотографии запечатлели художника, то есть самого Младена Стилиновича, дрыхнущим на диване. Разумеется, можно ли считать сон художника частью производственного процесса и не является ли вся его жизнь частью оного — вопросы не столько социальные, сколько философские. На это, кажется, чуть ранее хорватского коллеги указывал Йозеф Бойс, привлекавший внимание общественности к тому факту, что вынужден трудиться без выходных, в инсталляции «Ich kenne kein Weekend», состоявшей из чемоданчика с томиком Канта и бутылочки соуса Maggi. В общем, Юрий Альберт, завернувшись с головой в одеяло, мирно проспал весь вернисаж на старинной железной кровати под картиной Виктора Скерсиса, изображающей полную луну в виде аппетитной женской груди, и не пробудился даже тогда, когда патриарх нонконформистского искусства Юрий Злотников предложил поставить тезке клизму. На то, что «Метаморфей» — это царство культурного отдыха, указывают и черно-белый ремейк «Олимпии» работы Виктора Скерсиса, которая, вместо того чтобы с вызовом смотреть на зрителя, закрыла глаза и дремлет, и объект Андрея Филиппова, представляющий собой заляпанный краской мольберт с белым супрематическим квадратом подушки на нем.

Впрочем, главным героем «Метаморфея» стал все же не спящий субъект, то есть прикидывающийся живым объектом художник, а его сны: полное собрание сновидений Юрия Альберта под названием «Что я видел» недавно выпущено издательством НЛО в серии «Очерки визуальности» — теперь по мотивам книги сделана инсталляция. Она представляет собой нечто вроде переговорного пункта, какие были когда-то при почтах: 13 кабинок, войдя в которые надо снять трубку старого телефона и выслушать альбертовский сон, разглядывая скерсисовскую иллюстрацию к нему. Приставка «мета» в названии, объясняют «купидоны», отсылает к метапозиции в отношении языка, свойственной концептуализму, тогда как обращение к поэтике сновидения, концептуализму как раз несвойственное, отсылает к сюрреализму, столь дорогому москвичам — хоть и концептуалистам, но романтическим. Юрию Альберту, однако, совсем не снятся сюрреалистические кошмары — нет в них ничего пиранезианского, магриттовского или, на худой конец, далианского. У него все по-домашнему: выставки, вернисажи, мастерские. Кругом свои люди — художники, кураторы, критики. И конечно, в том сне, где, когда снимаешь трубку, слышишь лишь одно слово «Забыл!», наверняка были все те же действующие лица. Тут понимаешь, что «метаморфейская» метапозиция приподнимает наблюдателя не столько над художественным языком, сколько над художественной средой или, если угодно, коммунальной кухней. И от этой коммунальной дремы не пробудиться, даже если, выскочив из кабинки, запнуться о ведро с надписью «Метаморфей» и окатиться отрезвляющей порцией холодной воды с головы до ног.

упомянутые Художники